Технологии ликвидации экологических последствий транспортных аварий с опасными грузами

        Проблема экологических последствий аварий с опасными грузами является одной из наиболее остро актуальных для транспортной экологии. Это касается, в первую очередь, аварий на железнодорожном транспорте, во время которых эмиссии токсических веществ могут составлять сотни тонн и создаются ситуации чрезвычайно опасные для людей и окружающей среды, а зоны экологических бедствий охватывать значительные территории [1]. Несмотря на значительные усилия, направленные на предотвращение аварий такого типа, они продолжают иметь место. Это связано с трудностями прогнозирования стихийных бедствий, несовершенством конструкций и наличием скрытых дефектов подвижного состава и пути, наличием ошибок персонала и нарушениями правил перевозок, с естественным стремлением к повышению скоростей движения и рядом других причин. В последнее время к этим причинам присоединились опасность совершения преднамеренных преступных действий, локальных военных конфликтов и террористических актов.
       При разработке технологий ликвидации экологических последствий транспортных аварий с опасными грузами нами учитывались особенности их миграции в окружающей среде, метеорологические условия, рельеф местности состав и состояние грунта, возможность химического взаимодействия грузов с объектами окружающей среды, опасность попадания токсикантов в поверхностные водоемы или подземные водоносные горизонты [2, 3]. Среди технологических процедур ключевое значение имеют стадии локализации, химической нейтрализации или сорбции, сбора и утилизации полученных продуктов. Последние, в отдельных случаях, могут представлять определенную коммерческую ценность, что позволяет отнести соответствующие технологии к разряду ресурсо- или энергосберегающих. Отмечен ряд интересных и нетривиальных фактов физико-химического поведения отдельных компонентов в системах, включающих объекты биосферы, высказаны гипотезы об особенностях межчастичного взаимодействия, основанные на квантово-химических расчетах, а также результатах экспериментальных наблюдений в лабораторных и полевых условиях. Отдельные разработки введены в нормативные документы и Рекомендации организации Содружества железных дорог [4].
Литература
1. Plakhotnyk V.N., Sirakow W.I., Tschernjawskij I.I., Yaryschkina L.A., Zeitschrift der OSShD, 1997, №6, 5. – С 7-9
2. Плахотник В.М., Бойченко А.М., Яришкіна Л.О., Залізничний транспорт України, 2000, №3. – С.26-28
3. Plakhotnyk V., Zelen`ko Yu., Scientific Israel-Technological Advantages, 2004, ISS. 1-2 v.6, p.197-200
4. Правила безпеки та порядок ліквідації наслідків аварійних ситуацій з небезпечними вантажами при перевезенні їх залізничним транспортом, Міністерство транспорту України, Укрзалізниця, 2001. – 886с.
 
Технологии ликвидации экологических последствий транспортных аварий с опасными грузами / Бойченко А.Н., Зеленько Ю.В., Кравцова Т., Zhu R., Плахотник В.Н., Ярышкина Л.А. // І-й Всеукраїнський з’їзд екологів: міжнар. наук.-техн. конф., 4–7 жовтня 2006 р.: тези допов. – Вінниця, 2006. – С. 220.
МНПК “Перший Всеукраїнський з’їзд екологів”,  4-7 жовтня, 2006 р.
Вінницький національний технічний університет
Секція 5 “Інженерні шляхи вирішення екологічних проблем України. Альтернативні (відновлювальні) джерела енергії ”.
Скачати в форматі pdf: 
Оцінка: 
0
No votes yet