Техногенно-экологическая безопасность наземного транспорта: современное состояние и перспективы

      Наземный (железнодорожный и автомобильный) транспорт в промышленно развитых странах является одной из ведущих отраслей, оказывающих существенное влияние на экономику и характеризующихся значительным воздействием на окружающую среду. 
      Анализ экологических ситуаций, складывающихся в системе “транспорт-природа-человек” свидетельствует об обострении экологических проблем в отрасли и усилении негативных тенденций во многих звеньях транспортных технологий с точки зрения их влияния на природу [1]. Эти проблемы обусловлены опережающими темпами развития транспорта и особенностями его взаимодействия с объектами биосферы. Из факторов этого воздействия следует выделить наличие большого числа подвижных единиц, пространственную рассредоточенность стационарных источников выбросов, широкую номенклатуру грузов, замкнутость транспортной инфраструктуры и другие. Отдельного обсуждения требует проблема грузовых перевозок, в том числе и транспортных аварий, сопровождающиеся залповыми, масштабными эмиссиями токсических веществ (аммиака, хлора, кислот, нефтепродуктов и т.д.) в окружающую среду. Особым аспектом влияния транспорта на природу являются также выбросы парниковых газов.
      Одной из ближайших задач многих европейских стран является необходимость взаимной интеграции их транспортных систем, при этом экологическая составляющая занимает значительную часть этой проблемы. В тоже время, нормативные требования к выбросам и сбросам, к загрязнению почв, к подвижному составу, в особенности к вагонному парку, к ресурсо- и энергопотреблению, к экологическому состоянию магистралей, в том числе верхнего строения пути в различных европейских странах существенно различаются. Значительно расходятся величины экологических ущербов при транспортировке опасных грузов, системы учета, накопление и хранение отходов, а также уровни технологий их утилизации. В этих условиях особую актуальность приобретают формулировка и развитие подходов к созданию единых европейских систем экологического транспортного мониторинга, унификации технологий газо- и водоочистки, очистки почв, единой системы классификации отходов и т.д.  Особенно большого внимания требуют разработки специальных систем слежения за состоянием опасных грузов во время перевозок, предотвращения транспортных аварий, технологий  и техники для ликвидации их экологических последствий.
 
Литература
1. Плахотник В.Н., Ярышкина Л.А., Сираков В.И., Таньшин В.Т., Савина Т.Л., Бойченко А.Н. // Природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте Украины: проблемы и решения. – К.: Транспорт Украины, 2001. – 244с.
 
Техногенно-экологическая безопасность наземного транспорта: современное состояние и перспективы / Плахотник В.Н., Becker U., Павлюк А.Н., Ярышкина Л.А.  // І-й Всеукраїнський з’їзд екологів: міжнар. наук.-техн. конф., 4–7 жовтня 2006 р.: тези допов. – Вінниця, 2006. – С. 42.
МНПК “Перший Всеукраїнський з’їзд екологів”,  4-7 жовтня, 2006 р. 
Вінницький національний технічний університет
Секція 1 “Техногенно-екологічна безпека України і прогнозування ризиків. Переробка та утилізація промислових і побутових відходів”.
Скачати в форматі pdf: 
Оцінка: 
0
No votes yet