Различные варианты трассы судового хода Дунай-Черное море и их возможное влияние на дельтовую экосистему

        Необходимость глубоководного судового хода (ГСХ) в сопряжении Дунай – Черное море для страны практически неоспорима. Очевидно, необходимо определиться с оптимальным расположением ГСХ. Под оптимальным расположением следует понимать не только экономическую целесообразность организации и эксплуатации ГСХ, но и минимизацию антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. 
       Для всех вариантов обязательны два фактора: первый – все возможные варианты ГСХ пересекают Дунайский биосферный заповедник и второй фактор – все варианты требуют дноуглубления морской мелководной (баровой) части для организации морского подходного канала. К основным природным условиям, которые следует учесть при организации ГСХ, относятся два – естественная эволюция дельты Дуная и процесс перераспределения стока воды по рукавам дельты. Если на первый фактор влияние человека пока еще ограничено, то изменить режим водности того или иного рукава достаточно несложно путем строительства дамб и иных гидротехнических сооружений. Лимитирующим условием для организации ГСХ является наличие государственной границы с Румынией вдоль дельты, международного биосферного заповедника и, наконец, расположение придунайских городов и сел, требующих социально-экономического развития при сохранении окружающей природной среды. 
       Рассматриваются девять различных вариантов ГСХ. Первые три варианта связаны со строительством новых искусственных каналов и сооружением устьевых портов в мелководной части Жебриянской бухты. Строительство трасс каналов, транспортных коммуникаций, мостов губительных образом отразится на экосистеме водно-болотных угодий дунайской дельты. Помимо того, произойдет радикальное перераспределение стока Килийского рукава с изъятием его из дельты. С учетом векового сокращения стока Килийского рукава в пользу Тульчинской (Румынской) системы (соотношение на рубеже 20 века - 70% к 30%, а на рубеже 21 века – 52% к 48%), это приведет к деградации внешней Килийской дельты, где расположен Дунайский биосферный заповедник. Следующие три варианта ориентированы на строительство нового канала в базу порта Усть-Дунайск, либо эксплуатацию старого соединительного канала, либо рукава Прорва. Однако система Очаковского рукава, где расположены трассы последних трех каналов, находится в стадии прогрессирующего отмирания, поэтому реанимация судового хода по этому рукаву не имеет длительной перспективы, т.к. потребует постоянно увеличивающихся объемов дноуглубительных работ. 
       Три последующих варианта относятся к системе Старостамбульского рукава. Рукав Старостамбульский и рукав Цыганка – небольшое ответвление этого рукава пересекают две зоны особой охраны, включенные в список зон, находящихся под эгидой охраны ЮНЕСКО. Именно здесь обитает до 90 % «краснокнижных» видов птиц, отмеченных в заповеднике в целом. Помимо того, как у самого большого рукава здесь самый большой бар, т.е. мелководье на приустьевом взморье, что отразится на строительстве морского подходного канала. Кроме того, близость к румынскому каналу Сулина создаст определенные проблемы при организации морского подводного отвала грунтов дноуглубления.  
       Вариант 9 по рукаву Быстрый. Это естественный рукав Дуная длиной 11 км, и единственный, который не требует проведения дноуглубительных работ, т.к. природные глубины 12 – 14 м в рукаве вполне достаточны для организации судоходства. При создании ГСХ дноуглубительные работы велись только на приустьевом взморье. Этот рукав, в отличие от других находится в отдалении (на 8 км) от наиболее ценных заповедных зон, выделенных в зоны охраны ЮНЕСКО, что является уже преимуществом. Очевидно, что предпочтительным следует считать использование созданных самой природой естественных условий для развития судоходства.
 
Различные варианты трассы судового хода Дунай-Черное море и их возможное влияние на дельтовую экосистему / Берлинский Н.А. // І-й Всеукраїнський з’їзд екологів: міжнар. наук.-техн. конф., 4–7 жовтня 2006 р.: тези допов. – Вінниця, 2006. – С. 205.
МНПК “Перший Всеукраїнський з’їзд екологів”,  4-7 жовтня, 2006 р.
Вінницький національний технічний університет
Секція 5 “Інженерні шляхи вирішення екологічних проблем України. Альтернативні (відновлювальні) джерела енергії ”.
Скачати в форматі pdf: 
Оцінка: 
0
No votes yet