Всеукраинский Велодень 2010: велопробегом по безобразию!

29 мая в Киеве и ряде других городов Украины пройдет Велодень – на улицы мега- и не очень полисов выедут тысячи украинских велосипедистов. Самое время попытаться понять, суждено ли экологически чистому двухколесному транспорту стать альтернативой автомобилям в стране. 
 
История вопроса


 
Первая попытка столичной велообщественности заявить о своем существовании и предложить народу пересесть на велосипеды состоялась еще в 2004 году. Тогда по инициативе нескольких энтузиастов в Украине попробовали внедрить западное ноу-хау Bike To Work («На велосипеде на работу»). То есть, тогдашний массовый выезд велосипедистов в центр города был попыткой донести до народа идею, что на работу можно и даже лучше добираться на двух-, а не четырехколесном транспорте. Соответственно, поскольку акция призывала ездить на велосипеде на работу, проводилась она в будний день. Однако уже с 2007 года, ввиду своей массовости и популярности, переросла в более масштабное мероприятие и превратилась то, что нынче официально именуется Всеукраинским Велоднем.
 
Целей у акции в ее нынешнем виде множество: от все того же призыва пересаживаться с вредоносных транспортных средств на экологичные и полезные до привлечения внимания властей к проблемам велодвижения в стране, от пропаганды здорового образа жизни до заявления о велосипедистах как о полноправных участниках дорожного движения. Помимо Киева, массовое нашествие двухколесных на своих улицах 29 мая увидят также Винница и Донецк, Житомир и Луцк, Ивано-Франковск и Чернигов, Одесса и Харьков – всего около 20 городов Украины. Это будет мощный позитивный удар по массовому сознанию: только в столице в прошлом году в Велодне приняли участие 4000 велосипедистов, а в этом их количество обещает еще более возрасти.
 
Благодаря массовости мероприятия киевским велосипедистам удалось даже достучаться до сознания городских властей, которые, пусть со скрипом, но начинают предпринимать движения в сторону создания инфраструктуры для полноценного участия велосипедов в движении по дорогам Киева. Нет, специально отведенные велодорожки в столице пока что не стали повсеместным явлением, а стоянки для велосипедов можно обнаружить далеко не везде, однако в планах развития города пожелания велообщественности якобы уже учитываются.
 
В этом году инициатива велолюбителей обратила на себя внимание и такой организации как Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЕР) – Велодень анонсируется на сайте агентства. При этом НАЕР заявляет, что «видит в применении велосипеда как альтернативного транспортного средства решение целого ряда энергетических, экологических, бытовых вопросов, в том числе проблем, связанных со здоровьем граждан».
 
Реальную же поддержку в организации Всеукраинского Велодня-2009 оказывает программа Волонтеры ООН в Украине. Кроме того, в акции обещают принять участие представители иностранных держав, которые вместе с украинцами проедут по улицам Киева под флагами своих стран. Все это действо обещает попасть не только в теленовости, но и сохраниться для истории в клипе музыкальной команды «ОтВинта». 
 
 
 
А как у них?
 
Акции «На велосипеде на работу» или подобные Всеукраинскому Велодню регулярно проходят в разных странах мира. К примеру, в Великобритании пропаганде велодвижения как альтернативы автодвижению посвящается целая неделя – Team Green Britain Bike Week, которая в этом году запланирована на 19-27 июня. Что интересно, организовывается мероприятие крупной энергетической компанией – главным производителем электроэнергии в Англии. Правда, компания заявляет о себе как об активном исследователе и пользователе экологически чистых методов выработки энергии. Устраиваемая же ей велонеделя, между тем, широко освещается прессой и пользуется поддержкой не только рядовых граждан, но и целого ряда знаменитостей, среди которых превалируют почему-то дизайны одежды, но есть также спортсмены, телеведущие и другие любимцы публики.
 
Сыграли ли позитивную роль такие вот акции или же реальное участие в организации велодвижения большого бизнеса и властей, но в просвещенной Европе бороться за равноправие велосипедистов на дорогах давно уже не нужно – там это движение процветает. Улицы подавляющего большинства европейских городов оборудованы велодорожками, а количество двухколесного транспорта на душу населения превышает количество автомобилей. К примеру, на 3 миллиона жителей Берлина приходиться 1 миллион велосипедов. В Варшаве на 1,7 миллионов населения – все тот же 1 миллион двухколесных средств передвижения и только 700 тысяч четырехколесных (по данным на 2006 год).
 
 
 
Отдельная тема – муниципальные велопрокаты, существующие в Париже, Барселоне, Хельсинки и множестве других европейских столиц. Суть их в том, что даже «безлошадные» туристы и жители мегаполисов могут воспользоваться недорогой возможностью проехаться из пункта А в пункт Б не на общественном или личном транспорте, а более приятным и здоровым способом. А именно – на ситибайке, который можно без лишних формальностей и документов взять напрокат в одном месте, а оставить в другом. Главное не выезжать на нем за пределы города – или его центра, о чем вас любезно предупредят информационные щиты, установленные в местах выдачи или приема прокатных велосипедов.
 
Как результат продуманной и целенаправленной политики популяризации велодвижения – сегодня велопоток на улицах европейских городов обычно составляет не менее 10% ежедневного движения на дорогах. То есть, ежедневно эти города испытывают на себе на 10% меньше негативного воздействия автомобильного транспорта, меньше задыхаются, а наиболее сознательные и активные их жители еще и становятся здоровее, передвигаясь по городу на байках. Ведь общепризнано, что велосипед – один из лучших из придуманных человеком тренажеров. 
 
Велозависимость
 
А еще велосипед – это удовольствие, от которого трудно отказаться. Стоит только начать вкручивать педали – и моментальное увлечение грозит стать зависимостью. Правда, зависимостью позитивной и во всех смыслах слова полезной. Ведь, помимо того, что велосипед дает здоровье, он еще и отличное средство познания окружающего мира – на машине далеко не всегда можно добраться до местностей, которые лучше посетить на двухколесном транспорте. Опять же, велопутешествия – занятие гораздо более медитативное и философское, что автопоездки. Никаких нервов, никакой спешки – сплошное наслаждение.
 
 
 
Что же нужно для того, чтобы влиться во все более увеличивающуюся армию людей, понявших и принявших велодвижение как альтернативный способ существования в современном высокотехнологичном мире? В первую очередь, конечно же, сам двухколесный конь, стоимость которого составляет, в среднем, от $300 до бесконечности. Затем шлем, который также является предметом первой, а никак не второй необходимости каждого велоездока. На дороге, или даже во время медленной и острожной езды по тротуарам (которая, между прочим, запрещена украинскими правилами дорожного движения – передвигаться по тротуарам на велосипеде могут только малые дети в сопровождении взрослых), возможно возникновение множества ситуаций, в которых шлем способен спасти жизнь. И как же обидно будет, если в подобной ситуации шлема на голове не окажется. Обидно в том случае, если тот, кому может быть обидно, вообще останется в живых.
 
После приобретения велосипеда и шлема не худо бы ознакомиться с уже упомянутыми правилами дорожного движения. А дальше – теоретически – можно выезжать в какое-нибудь спокойное место и пытаться овладеть начальными навыками вождения железного коня. Велоформа и прочие велосипедные аксессуары – все это вы сможете приобрести уже позже, когда точно определитесь со своими веловкусами, велоцелями и веложеланиями. 
 
Присоединяйтесь!
 
У вас уже есть велосипед? Тогда обязательно отметьте в своем календаре 29 мая как день выезда на байке в центр города. Если вы киевлянин, то подтягивайтесь к 9-10 утра на Европейскую площадь, откуда в 10:00 колонна велосипедистов отправится по маршруту улица Крещатик – Бессарабская площадь – улица Большая Васильковская – площадь Льва Толстого – улица Владимирская – Михайловская площадь. На месте вас проинструктируют, как правильно двигаться в колонне, и что можно или нельзя делать во время движения. Хотя еще лучше будет, если вы заранее ознакомитесь с этими правилами на сайте мероприятия – http://www.bikeday.org.ua/. На этом же веб-ресурсе найти всю необходимую информацию смогут и жители других городов-участников Всеукраинского Велодня.
 
Берите с собой в дорогу хорошее настроение – и в путь! Чем больше нас будет, тем чище станут наши города и тем здоровее нация в целом.
 
Источник: www.facepla.net

Оцінка: 
0
No votes yet