Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия Республики Казахстан

Назва: 
Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосфер

Download

МИНИСТЕРСТВО ЭКЛОГИИ И БИОРЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия Республики Казахстан

РНД 211.2.02.02-97

Алматы, 1997

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Порядок разработки проекта нормативов ПДВ

3. Структура и рекомендации по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ для предприятия

3.1.Титульный лист

3.2.Список исполнителей

3.3.Аннотация

3.4. Содержание

3.5. Введение

3.6. Общие сведения о предприятии

3.7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы

3.8. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ и ВСВ

3.9 Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях

3.10. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии

Перечень таблиц, прилагаемых к проекту нормативов ПДВ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации разработаны на основании природоохранного законодательства Республики Казахстан, Постановления Правительства Республики Казахстан о пересмотре ведомственных нормативных актов от 14.01.97 года № 64 с целью унификации работ по разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (в дальнейшем - проект нормативов ПДВ), их ускорение и упрощение.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий…» «Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», а также с учетом требований и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств и ведомств.

1.3. Выполнение рекомендаций обязательно при разработке проектов нормативов ПДВ для действующих предприятий независимо от их формы собственности и отраслевой принадлежности. Ими должны руководствоваться предприятия и организации, территориальные органы Минэкобиоресурсов, органы государственного и ведомственного контроля.

1.4. проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут разрабатываться генпроектировщиком предприятия, отраслевыми научно-исследовательскими и проектными институтами, другими организациями, имеющими государственную лицензию на выполнение работ по природоохранному проектированию.

1.5. Проект нормативов ПДВ подписывается разработчиком проекта и утверждается руководителем предприятия и руководителем природоохранного органа, утвердившего проект.

1.6. В рекомендациях приведены общие требования по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ, по разработке мероприятий с целью достижения этих нормативов и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), по вопросам контроля за соблюдением установленных нормативов.

1.7. Проект нормативов ПДВ должен быть отпечатан машинописным способом по ГОСТ 9327-60. По согласованию с органами Минэкобиоресурсов результаты расчетов рассеивания выбросов в атмосфере и сам расчет могут быть записаны на магнитном носителе. В проекте нормативов ПДВ следует использовать термины и определения по ГОСТ 17.2.1.04-77, ГОСТ 17.2.1.03-84, сокращение слов и словосочетаний - по ГОСТ 7.12-77. Проект нормативов ПДВ имеет общую нумерацию страниц. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставится, на следующих страницах вверху посередине проставляется цифра «2» и т.д.

1.8. Утвержденные органом Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан проекты нормативов ПДВ в полном объеме должны находиться на предприятии, один экземпляр в полном объеме передается в местные органы Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПДВ

2.1. Проект нормативов ПДВ для данного предприятия разрабатывается на основании договора между разработчиком проекта и Заказчиком.

2.2. Предприятие подготавливает исходные материалы для разработки проекта нормативов ПДВ ( материалы инвентаризации источников выделения и выбросов) и передает их разработку проекта.

2.3. информацию о метеорологических характеристиках местности, коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, необходимые для проведения расчетов по унифицированным программам, расчетные фоновые концентрации загрязняющих веществ выдают по запросу Агентство по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан.

2.4. Разработчик проекта разрабатывает и оформляет проект нормативов ПДВ и после подписания его руководством предприятия, для которого он разработан, представляет его в установленные утвержденным планом-графиком сроки в органы Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан, а для предприятий, отнесенных к I и II категории опасности - в местные органы Минздрава РК.

Примечание: при наличии в городе двух или более промплощадок данного предприятия (объединения) ведомственный проект нормативов ПДВ разрабатывается для предприятия (объединения) в целом. При отсутствии взаимного влияния промплощадок в ведомственном томе приводятся расчеты полей концентрации для каждой из них, в противном случае - расчеты приводятся для предприятия (объединения) в целом.

2.5. Если ведомственный проект нормативов ПДВ выполнен в соответствии с нормативными и руководящими документами и удовлетворяет требованием настоящих рекомендаций, то в адрес предприятия направляется уведомление о его утверждении.

2.6. Предприятие, получив уведомление об утверждении проекта нормативов ПДВ, обязано получить в органе Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Регистрационный номер разрешения проставляется на титульном листе ведомственного проекта нормативов ПДВ.

В случае проведения суммарных расчетов в целом по городу и установления нормативов ПДВ для всех предприятий города территориальные органы министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан уточняют величины нормативов ПДВ для предприятия, совместно с предприятием проводят работы в соответствии с требованиями по корректировке нормативов ПДВ.

2.7. Установленные нормативы ПДВ пересматриваются не реже одного раза в пять лет. В связи с этим предприятия должны своевременно предусмотреть продолжение данной работы с учетом рекомендаций Разработчика проекта нормативов ПДВ.

При необходимости, по совместному решению Акимов области, города , района, местных органов Минэкобиоресурсов РК и Минздрава РК, нормативы ПДВ могут быть пересмотрены до истечения этого срока.

3. СТРУКТУРА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО ПРОЕТКА НОРМАТИВОВ ПДВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Проект нормативов ПДВ должен состоять из двух самостоятельных частей. Первая часть должна содержать основные результаты работы и состоять из разделов, разработанных в соответствии с настоящими рекомендациями. Вторая часть (приложения) включает пересыпку по вопросам нормирования выбросов с органами Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан, Министерства здравоохранения Республики Казахстан и другими организациями, расчеты и обоснования выбросов с учетом их нестационарности во времени, результаты расчета фона, распечатки расчетов на ПЭВМ и другие приложения по усмотрению местных органов Министерства экологии и биоресурсов РК.

3.7.5. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, представляют в виде таблицы 3.1.

В таблице 3.1. в графе 2 приводятся вначале вещества, имеющие максимально разовые ПДК, затем имеющие среднесуточные ПДК, затем вещества, имеющие ориентировочные безопасные уровни воздействия, и далее вещества. по которым отсутствуют ПДК и ОБУВ. В конце таблицы приводят перечень веществ, обладающих эффектом суммарного вредного воздействия.

Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристика сырья, топлива и т.д.

3.7.6. Характеристика аварийных выбросов.

Характеристика аварийных выбросов приводится в виде таблицы 3.2. (если они не учтены в табл. 3.3.) Приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы, а также расчет размера ущерба, причиненного окружающей среде аварийными выбросами.

3.7.7. Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета ПДВ представляются в виде таблицы 3.3. При этом учитываются как организованные, так и не организованные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Таблица 3.3. составляется с учетом требований ГОСТ 17.2.3.02-78.

3.7.8. Обоснование полноты и достоверности исходных данных (г/с, т/год), принятых для расчета ПДВ. На чем основаны данные: взяты ли из форм инвентаризации «1-воздух», первичного учета ПОД-1 или из форм статической отчетности № 2-ТП (воздух), получены инструментальными замерами или расчетными и балансовыми методами и т.д. При этом приводится перечень методических документов, регламентирующих методы отбора, анализа выброса загрязняющих веществ. Для определения выбросов загрязняющих веществ. Для определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу рекомендуется использовать методики. согласованные Министерством экологии и биоресурсов Республики Казахстан.

3.8. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ

Состав раздела включает:

3.8.1. Название использованной программы автоматизированного расчета загрязнения атмосферы.

3.6. Общие сведения и предприятии

В разделе приводятся:

3.6.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

3.6.2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

3.6.3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебных территорий, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов наблюдений Агентства по гидрометеорологии и мониторингу природной среды.

3.7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы

В состав раздела входят:

3.7.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе.

3.7.2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

3.7.3. Оценка степени применяемой технологии, технического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

3.7.4. Перспектива развития учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производства, источников выброса, строительство новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д. Дается ссылка на документ, определяющий перспективу развития, указываются сведения о наличии проекта на реконструкцию, расширение или новое строительство, о согласовании его с органами Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан.

3.1.Титульный лист

            Титульный лист является первой страницей проекта нормативов ПДВ и оформляется в соответствии в системой нормативных документов по охране окружающей природной среды РНД 211.1.01.01-94.

            3.2. Список исполнителей

В списке исполнителей указываются организации и фамилии всех ответственных соисполнителей, принимавших участие в разработке проекта нормативов ПДВ. Фамилии исполнителей и соисполнителей располагаются столбцом. Слева указываются должности, ученые степени звания исполнителей и соисполнителей. Справа от подписи указываются инициалы и фамилии. Возле каждой фамилии в скобках указывается номер подготовленного раздела (подраздела).

Если проект нормативов ПДВ разработан совместно с другими организациями, в список исполнителей включаются в начале данные об исполнителях, затем данные организаций соисполнителей.

3.3. Аннотация

Текст аннотация должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием числа загрязняющих веществ, веществ, обладающих эффектом вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию; сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат, величину платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3.4. Содержание проекта нормативов ПДВ должно включать наименование всех разделов с указанием номеров страниц. В каждой из частей проекта нормативов ПДВ должно быть свое «Содержание», при этом в первой части помещается содержание всего проекта нормативов ПДВ с указанием приложений.

3.5.Введение

Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан проект нормативов ПДВ; основание для проведения работ по нормированию выбросов на данном предприятии (приказ, его номер и т.д.); название организации по разработке проекта нормативов ПДВ и соисполнителей, их почтовые адреса.

3.8.2. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере города в виде таблицы 3.4.

3.8.3. Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на соответствующее положение и с учетом перспективы развития; ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы 3.5.

3.8.4. Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту заносят в таблицы 3.3, и 3.6.

Примечание. Если в воздухе города (населенного пункта) концентрация загрязняющих веществ, создаваемая предприятием, с учетом фона не превышает ПДК, нормативы ПДВ для предприятия устанавливаются на уровне фактических выбросов при отсутствии других замечаний по природоохранной деятельности со стороны органов Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан.

3.8.5. Если в воздухе города (населенного пункта) концентрация загрязняющих веществ превышает ПДК, значения ПДВ для предприятия уточняют местные органы Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан после проведения сводных расчетов по городу Разработчик проекта нормативов ПДВ совместно с предприятием разрабатывает план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обеспечивающих достижение уточненных значений нормативов ПДВ.

План мероприятий представляют в виде таблицы 3.7.

3.8.6. Дается обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходной технологии и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.

3.8.7. Уточнение размеров санитарно-защитной зоны.

3.8.8. Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей включения в санитарно-защитную зону.

3.8.9. В случае, если в районе размещения предприятий или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д., в проекте нормативов ПДВ приводятся документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района.

3.9. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) разрабатывают проектная организация совместно с предприятием только в том случае, если по данным местных органов Агентства по гидрометеорологии и мониторингу природной среды в данном населенном пункте или местности прогнозируются случаи особо неблагоприятных метеорологических условий.

Состав раздела должен содержать следующую информацию:

3.9.1. План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ в виде таблицы 3.8.

3.9.2. Обобщенные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ в виде таблицы 3.9.

3.9.3. Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии. необходимые расчеты и обоснование мероприятий и т.д.)

3.9.4. Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.

3.10.Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии

3.10.1. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды: непосредственно на источниках выбросов; по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках (постах) Агентства по гидрометеорологии РК или постах, установленных предприятием по согласованию с местными органами Агентства по гидрометеорологии, установленных на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне города, в котором расположено предприятие.

3.10.2. В состав раздела по контролю за соблюдением нормативов ПДВ непосредственно на источниках входит перечень веществ, подлежащих контролю. Отдельно приводится перечень веществ, для которых отсутствуют стандартные и отраслевые методики. Приводится перечень методик, которые используются (будут использоваться) при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. Для загрязняющих веществ, для которых на момент разработки нормативов ПДВ методики контроля не разработаны, Разработчик проекта нормативов ПДВ дает рекомендации по их разработке. В случае нецелесообразности проекта нормативов ПДВ дает рекомендации по их разработке. В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих выбросов загрязняющих веществ экспериментальными методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т.д. При этом Разработчик проекта нормативов ПДВ разрабатывает и представляет в проекте нормативов ПДВ рекомендации по контролю за соблюдением установленных выбросов по вещества для основных источников выброса, указанных в таблице.

3.5. План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов оформляют в виде таблицы 3.10.

3.10.3. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнения атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках рекомендуется для крупных предприятий I-ой категории с большим количеством источников неорганизованных выбросов.

Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы 3.11, а обобщенные данные представляют в виде таблицы 3.10.

Приложение 1

Объем и содержание проекта нормативов ПДВ в зависимости от категории предприятия

Все подразделы, поименованные в данном приложении, в составе проекта нормативов ПДВ разрабатываются в объеме, рекомендуемом в настоящих рекомендациях.

п/п

Перечень основных разделов и подразделов, входящих в состав проекта нормативов ПДВ

Категория предприятия

I

II

III

IV

1

Титульный лист

+

+

+

+

2

Список исполнителей

+

+

+

-

3

Аннотация

+

+

+

-

4

Содержание

+

+

+

-

5

Введение

+

+

+

-

6

Общие сведения о предприятии:

       

6.1.

Карта-схема предприятия

+

+

+

-

6.2.

Ситуационная карта-схема района размещения предприятия

+

+

-

-

7.

Краткая характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы:

+

+

-

-

7.1.

Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования с точки зрения загрязнения атмосферы

+

+

+

-

7.2.

Краткая характеристика установок очистки газов, укрупненный анализ их технологического состояния, эффективности работы

+

+

+

-

7.3.

Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологии очистки газов, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом

+

+

-

-

7.4.

Перспектива развития

+

+

+

-

7.5.

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. Табл. 3.1.

+

+

+

+

7.6.

Сведения о залповых выбросах

+

+

-

-

7.7.

Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета ПДВ. Табл. 3.3.

+

+

+х

+х

7.8.

Обоснование полноты и достоверности исходных данных (г/с, т/год), принятых для расчетов нормативов ПДВ

+

+

+

+

7.9.

Сведения об ущербе, причиняемом выбросами предприятия:

       
 

здоровью населения

+хх

-

-

-

 

окружающей среде

+

+

-

-

8.

Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ:

+

+

-

-

8.1.1.

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания

       
 

загрязняющих веществ в атмосфере города. Табл. 3.4.

+

+

-

-

8.1.2.

Ситуационные карты-схемы города (района города) с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций с учетом фона

+

+

-

-

8.1.3.

Максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и в селитебной зоне, перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы, Табл. 3.5.

+

+

-

-

8.2.

Предложения по нормативам ПДВ. Табл. 3.3., 3.6.

+

+

+

+

8.3.

План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ. Табл. 3.7.

+

+

-

-

8.3.1.

Расчеты на ЭВМ с целью определения ожидаемых уровней загрязнения атмосферы в результате внедрения предлагаемых мероприятий

+

+

-

-

8.3.2.

Ситуационные карты-схемы города (района города) с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций с учетом мероприятий по достижению нормативов ПДВ

+

+

-

-

8.3.3.

Обоснование реальности принимаемых технологических мероприятий и анализ соответствия принятых технологических, газоочистных и других мероприятий по достижению нормативов ПДВ передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

+

+

-

-

8.3.4.

Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ

+

+

-

-

8.4.

Уточнение размеров санитарно-защитной зоны с учетом розы ветров

+

+

-

-

9.

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Табл. 3.8., и 3.9.

+

+

+

-

10.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ)

       

10.1.

На источниках выброса. Табл. 3.10.

+

+

+

-

10.2.

На контрольных точках. Табл.3.11.

+

-

-

-

11.

Список использованных литературных источников

+

+

-

-

х Допускается по согласованию с Местными органами Госкомгидромета СССР по форме № 2-тп (воздух) раздел III, действующей до 1986 г.

хх Подраздел разрабатывается по данным Минздрава СССР

Download