ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИСЛАМЕ

Пожалуй, ни у кого уже в наши дни не вызывает сомнений то, что вопросы экологии, охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из насущнейших проблем века, возможными последствиями для будущего всего человечества поставленными в один ряд с последствиями ядерной катастрофы. Вступление человечества в эпоху научно-технической революции с прирожденными ею бурным развитием различных отраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новых видов энергии, новых мате-риалов и химических веществ, широких вмешательством в природу, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствии такого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привело к нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды, среди обитания самого человечества.

Видео: Отношение Ислама к экологии

Одной из причин создавшегося положения является, несомненно, неподготовленность простого человека и даже специалистов к новому типу мышления, выдвигаемому на повестку дня реалиями современной эпохи, а также и элементарная экологическая неграмотность, как результат соответствующих пробелов в воспитании.
Вероятно, такова уж природа человека, коли до поры, до времени даже специалисты не об-ращали внимания на нарастающее загрязнение окружающей среды отходами продуктов промышленной деятельности человека, на постепенное нарушение сложившегося веками равновесия в природе как условия ее существования.
Мало того, что все новые и новые тысячи гектаров плодороднейших угодий пожирали разраставшиеся города, а тысячи заводов и фабрик выбрасывали в атмосферу ядовитые газы. Теперь уже не стало хватать суши для захоронения ядовитых отходов промышленности – их стали сбрасывать в реки и моря. В результате человечества столкнулось с проблемой нехватки питьевой воды.
Всевышний наделил человека даром речи, бессловесный же мир растений и животных до той поры безмолвно переносили варварские вмешательство человека, пока тот сам не остановился, заметив, что многие виды растений уже исчезли навсегда, под угрозой находятся другие. Уничтожены или исчезли многие виды редких животных на суше и на море, реже стал хор птичьих голосов, знакомый с далекого детства. Число не-восполнимых потерь стало расти с каждым днем.
И вновь удивительное свойство природы человека позволяло нам пребывать в преступном спокойствии, пока совокупность всех экологических проблем не прозвучала подобно взрыву, наконец, то заставившего мировую общественность обратить внимание на грозящую опасность.
Правда, отдельные голоса в защиту окружающей среды раздавались и ранее, которые призывали не оставаться в пассивном ожидании перед наступлением еще одной угрозы нависшей над всем живым на Земле. Создавались общественные организации, публиковавшие тревожные доклады. Постепенно росла озабоченность мировой общественности новыми пока вопросами экологии, затем уже и правительства многих стран стали включать в свои бюджеты новые статьи – на охрану окружающей среды, экологическая обстановка в той или иной стране стала одним из важных показателей уровня жизни.
Наступил момент, когда проблемы окружающей среды стали одной из общечеловеческих проблем нашего сложного, противоречивого, взаимосвязанного и взаимовлияющего мира, со всей остротой ядерной эпохи поставившего во-прос о перестройке мышления, отказе от старых стереотипов в решении общечеловеческих проблем.
Естественно, проблемы экологии, наряду с другими, не могли не волновать и сотни миллионов мусульман во всем мире, а также и исламских улемов, искавших ответы на них в неисчерпаемых откровениях Корана. Предлагаемая здесь суду уважаемого читателя скромные соображения, за которыми с позволения и с помощью Аллаха последуют и другие, суть одна из таких попыток.
Каждому мусульманину известно, что все сущее создано Великим Творцом в удивительнейшей по взвешенности и точности взаимосвязи между назначением и целью, свойствами и качеством, составом и количеством предметов, в поразительной по красоте и мудрости гармонии. Все сущее имеет свой уникальный порядок, все вещи и предметы расположены в созданном Всевышним мире строго в предусмотренном для них порядке, именно на своих, соответствующих их природе, местах. Об этом сказано много раз Аллахом в Коране. Например, в суре «Месяц»: «Поистине, мы ведь всякую вещь сотворили по мере!» (аят 49).
А так же в суре «Различения» говорится: «Он создал всякую вещь и размерил ее мерой» (аят 2).
Иными словами, все предметы и явления в мире – вода и земля, воздух и горы, животные и растения созданы Всемогущим в соответствующей мере и их связи между собой. И если их соотношение нарушится хоть в одном, это повлечет цепь непредвиденных для человека проблем и осложнений во всех других, вплоть до экологических катастроф и катаклизмов.
Известно также, что созданный Аллахом гар-моничный мир на земле и в небесах был передан человеку в подчинение, как Его избраннику и наместнику на земле. Наделив человека правами своего избранника и наместника, Всевышний тем самым уготовил человеку и испытание перед лицом Своим. Следовательно, с точки зрения религии Ислам, человек ответственен перед своим Творцом за все свои деяния и это ответственность проистекает из тех высоких прав, которыми Аллах наградил человека, отдав ему предпоч-тение перед всеми своими созданиями.
Одновременно с наделением человека этими богоданными правами и привилегиями, Аллах ниспослал ему разъяснения, как правильно пользоваться этими дарами и благами с пользой для себя и для всего сущего. Он учил человека беречь созданный Аллахом мир, наслаждаться Божьими дарами, не губить и не уничтожать их, применять их во благо, а не во зло.
Сказано в суре «Преграды»: «Не производите расстройства на земле после устроения ее...» (7/56).
Из этого священного аята следует, что Всевышний сотворив землю, устроил ее, таким образом, чтоб обеспечить человеку наилучшие условия для жизни, создав на земле воды и горы, животных и растения, материальные и духовные блага. Человеку же за это предписано, своим трудом приумножать полученные блага, ни в коей мере не нанося вреда другим творениям Всевышнего, в чем бы это ни проявлялось, никогда не нарушать сотворенной Аллахом гармонии и равновесия в природе.
Мы же сегодня видим, что многие проблемы охраны окружающей среды вызваны именно святотатственным вмешательством человека в святую святых, нарушением Божественной гармонии. Отсюда вытекает долг каждого верующего бороться за сохранение мира в его первозданном состоянии, каким его сотворил Аллах.
Не случайно указывается в священном Коране, что все беды и несчастья на земле возникают не по какой иной причине, кроме как проступка людей. Сказано в суре «Рум»: «Появилось нечестие на суше и на море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они обратятся!» (30/41).
В этом аяте Аллах разъясняет – страдания, и потрясения мира тесно связаны с деяниями, по-ступками и даже помыслами людей. Если сердца и умы нечестивы, то пагубными будут последствия их деяний. Однако последствия эти в первую очередь испытают на себе сами же преступившие, поэтому Аллах в приведенном аяте говорит: «Чтобы дать им вкусить часть того, что они творили».
Велика же милость Аллаха к своим рабам, коли, он дает надежду на лучший исход, достичь которого возможно лишь при условии возвращения на праведный путь борьбы со злом. Поэтому в конце упомянутого аята Всевышний в утешение говорит: «Может быть, они обратятся!»
Теме ответственности человека перед Созда-телем посвящен и такой известный хадис «Каждый из вас – пастырь, каждый в ответе за своих подопечных». В этих кратких словах Пророка нашего Мухаммада /да благословит его Аллах!/ содержится как бы резюме всему сказанному выше о высоком предназначении человека и связанной с этим высокой ответственности его перед Аллахом за мир и покой на земле.
Тех же, кто несет творениям Аллаха уничто-жение и погибель, Ислам считает богомерзкими. О подобных сказано в суре «Бакара»: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погу-бить и посевы и потомство, – а Аллах не лю-бит нечестия!» (2/205).
Посевы в данном аяте олицетворяют флору, а потомство – фауну. Эти два мире считаются в исламе заповедными, как самые необходимые для существования человека, тот же, кто наносит им вред, приравнивается к покусившемуся на род человеческий. Об этом – с позволения Аллаха и с Его помощью – в следующем номере.

ИСЛАМ И ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

Широко известно, в каком плачевном состоя-нии находится в наши дни животный мир планеты. Уже навсегда исчезли многие виды животных, на грани исчезновения находятся другие. Виной тому – не разумное вмешательство человека в природу, зачастую со своекорыстными целями. Внесли свой «вклад» в это любители охоты, ради азарта увеличивавшие число своих трофеев, не думая, что каждый выстрел невосполним, оказали влияние и капризы моды на меховые изделия, и широкий размах строительства заводов, фабрик, сужавший природные ареалы обитания тех или иных видов. И во главе всего стояло элементарная экологическая неграмотность.
Все это не могло не волновать обществен-ность. И вот в разных странах стали создавать общество по охране животных, общества друзей животных, стали публиковать различные национальные и всемирные «Красные книги», куда заносили исчезающие виды, чтобы оградить их от полного истребления. С публичными лекциями и докладами выступают известные ученые – зоологи, просто любители природы, писатели, все те, кто считает, что понятия «милосердие», «сострадание» распространяются не только на род людской, но и на наших младших братьев по разуму – животных.
Совершенно естественно, что деятелям рели-гии в этом благородном движении по охране животного мира, осуждении жестокости по отношению к животным как частицы созданного творцом мира. Принадлежит едва ли не ведущая роль Ислам в своем учении призывает верующих не причинять животным зла, учит доброму отношению к животному миру.
Великий Аллах в священном Коране дал лю-дям подробные разъяснения как относиться ко всему, что Им на земле, во всем многообразии мира, в том числе и к миру животных. Много аятов разъясняют призывы охранять и изучать животный мир, видя в нем проявление Божьего созидания и поучительный пример уважительного отношения даже к бессловесной твари. Поясняет Коран и какую пользу может получить человек от мира животных, как надо содержать животных. Названиями животных озаглавлены даже некоторые известные суры Корана – «Слон», «Корова», «Скот».
Развивая содержание священных аятов, мусульмане уделяли должное внимание изучению животного мира, мусульманским учеными соз-даны также уникальные труды по этой теме, как «Хаятул Хайван аль-Кубра» – «Большая книга о жизни животных /автор ад-Думайри/, «Китабул Хайван» – «Книга о животных» /автор аль-Джахиз/, «Аджаибул Махлука» – «Чудеса тварей» /автор аль - Казвини/ и другие известные труды.
Милосердную позицию Ислама по отношению к животному миру лучше всего демонстрирует то, что в священном Коране каждый вид и род животных считается «общиной», приближаясь в этом к людям. По этому поводу Всевышний сказал в суре «Скот»: «Нет животного на земле и птицы, летаю-щей на крыльях, которые не были бы общи-нами, подобными вам. Мы не упустили в книге ничего, потом к нашему Господу они будут собраны» (6/38).
И уж если каждый вид или род животных считается отдельной общиной, то этим оговаривается и его право на существование среди всех других общин. В связи с этим Пророк Мухаммад – да будет над ним мир! – сказал в хадисе, переданном Абу Даудом и Термизи от Адуллы ибн Мукаффаля – да будет Аллах доволен ими!–: «Если бы собаки не были общиной из общин, то я приказал бы унич-тожить их».
Также имам Бухари и имам Муслим, передают от Абу Хурейры: «Пророк – да будет над ним мир! – сказал: «Укусил муравей, одного из Пророков. Он приказал сжечь муравейник. Затем Аллах ниспослал ему откровение, сказав: Укусил тебя только один муравей, а ты сжечь общину из общин, которая восхваляла Аллаха».
Многие аяты священного Корана поясняют, для чего Всевышний сотворил животных. На-пример, в суре «Верующие» говорится: «Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь, и на них, и на судне вы переноситесь» (23/ 21, 22). Великий Аллах в суре «Пчелы» сказал: «И скот он создал; для вас в нем–согревание и польза, и от них вы питаетесь. Для вас в них – красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете. И переносят они ваши грузы в страну, ко-торой вы бы не достигли без утомления самих себе. Поистине, Господь ваш–кроткий, милостивый! И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. И творит Он то, чего вы не знаете» (16/ 5,6,7,8).
Эти священные аяты указывают на ту пользу, которую человек получает от животных – и пи-тье, и питание, и согревание, и перевозку грузов и самого человека, и наслаждение красотой животного и многих других полезных дел человека свойств имеют животные. Поистине, Великий Аллах сотворил животный мир и подчинил его человеку и наделил животных столь многими полезными свойствами. Человек должен быть благодарен Всевышнему за эти великие дары.
Благодарность же выражается двумя путями. Первый – принять дар восхвалениями Благодетеля. Второй – использование дара, таким образом, каким велел сам Благодетель. А Всевышний в священном Коране указал основное требование к человеку – не уничтожать то, что полезно и приносит пользу людям.
Для тех же, кто нарушить этот завет, уготованы кары. Имам Муслим передает от Ибн Аббаса: «Пророк – да будет над ними мир! – прошел мимо осла, на морде которого было выжжено клеймо и сказал при этом – «Пусть проклинает Аллах того, кто сделал это, ведь я же запретил это».
В другом хадисе говорится: «Пророк – да будет над ним мир! – путешествовал со своими сподвижниками. Один мусульманин достал двух воробьишек из их гнезда. Воробьиха–мать стала кружить над Пророком и его сподвижниками, тогда Пророк Сказал: «Кто причинил страдания ей, верните ее детей» (Муслим).
Ислам строго запрещает бесцельно убивать животных, считая это большим грехом, так как Аллах создал животных для пользы человека, бесцельное же уничтожение того, что создал Аллах – это грех, выражение неблагодарности Всевышнему, став на путь сатаны.
Имам Насаи передает от аш-Шурайди /да бу-дет Аллах доволен им!/: «Я слышал, как Пророк сказал: «Кто напрасно убил воробья, про того этот воробей скажет Аллаху в судный день: «О Господи! Этот человек убил меня напрасно, а не для своей пользы».
В целом только с их полезностью человеку, мусульманину велено быть добрым ко всему миру животных, даже если он не ждет от них никакой пользы на этом свете. Он добротой относится к животным потому, что так ему предписывает его религия, проповедующая доброе отношение к животным. В Исламе даже предусмотрено райское вознаграждение за доброе отношение к животным. Об этом свидетельствуют множество хадисов Пророка.
Имам Бухари и имам Муслим передали от великого сподвижника Абу Хурейры /да будет Аллах доволен им/: «Пророк сказал: «Один человек по дороге почувствовал сильную жажду. Отыскал колодец, спустился в него, напился воды и вылез. Тут он заметил подыхающую от жажды собаку, которая пожирала мокрую землю. Он сказал себе – это собака также жаждет, как и я. Он вновь спустился в колодец, наполнил свою обувь водой, поднялся наверх, держа обувь во рту и напоил собаку. Аллах вознаградил его, простив ему грехи». Сподвижники спросили: О По-сланник Аллаха, и в животных для нас будет вознаграждение? Он ответил: В каждом жи-вотном есть вознаграждение».
Наоборот, кто жестоко обращается с животными, тому Коран угрожает муками на том свете. Имам Бухари передает хадис Пророка: «Одна женщина попала в ад из-за того, что замучила кошку до смерти, связав ее, не кормила и не отпускала, чтобы та сама питалась тем, что есть на земле».
Как уже было сказано, Всевышний создал животных для пользы человека. При этом Ислам, указывая на конкретную пользу человеку от животных, регламентирует и пути получения этой пользы, так чтобы не причинить животному страдания. Милость Ислама к животным простирается до того, что факихы указывают на непременное условие доящему корову–перед доении также не следует слишком усердствовать, чтобы не обделить и теленка. Шариат также обязывает владельца скота вовремя кормить и поить жи-вотных, если он не в силах выполнить это, то должен продать свой скот или отдать другому, если же не желает этого делать, то его заставят. Запрещено также бить животное, клеймить его, проклинать, заставлять выполнять непосильную работу и так далее.
Весьма краткое изложение в данной статье основных положений Ислама по отношению к миру животных, показывает, что вопросы охраны животного мира были затронуты в священном Коране в давние времена, дело лишь в степени осознания этих предписаний и претворении их в жизнь.

ИСЛАМ И ЭКОЛОГИЯ

В предыдущей статье мы говорили об отношении учения Ислам к миру животных, теперь по воле Аллаха коснемся его отношения к миру растений.
Поистине велика милость Аллаха и Его внимание к миру растений, равно как и к миру животных. Мир растений–тоже один из великих даров Аллаха человеку, если бы не этот мир, не было бы жизни не земле. Поэтому, когда Великий Аллах говорит о сотворении мира растений. Он говорит, что сотворил этот мир как средство к существованию человека и ради его и скота его.
Всезнающий Аллах в суре «Нахмурился» («Абаса») говорит: «Пусть же посмотрит человек на свою пи-щу, – как Мы пролили воду ливнем, потом рассекли землю трещинами и взрастили на ней зерна, и виноград, и траву, и маслины, и пальмы, и сады густые, и фрукты, и растения на пользу вам и вашим животным» (80/24-32).
Эти священные аяты указывают на то, что Аллах сотворил упомянутое для пользы человека и его животных. В свою очередь, животные тоже сотворены Аллахом для пользы человека. Слово «польза» на арабском языке «Матаъ»–и это слово обобщает все, что полезно и исходя из этого, понимаем, что Всемогущий Аллах подчинил мир растений человеку, чтобы он воспользовался им своим потребностям.
Из общих правил Ислама ясно, что строго запрещается расточать и уничтожать, причинять вред всему, что полезно для человека и его общества.
В суре «Каф» Аллах говорит: «И низвели Мы с неба воду благословенную и произрастили ею сады и зерна посевов, и пальмы высокие у них плоды рядами, – в удел рабам, и оживили ею мертвую страну. Таков исход!» (50/9, 10, 11).
Исходя из аятов, нам стало ясно, что Аллах сотворил мир растений для рабов Своих. Рабы божьи должны уважать Творца и быть благодарными. А благодарность осуществляется хвалебными молитвами в честь Благодетеля и пользованием удела так, чтобы удовлетворить Его. Аллах хочет от человека, чтобы он относился к миру растений уважительно, в ином случае он прогневит Аллаха и будет наказан.
Существует множество аятов священного Ко-рана по этому вопросу. Приведем еще два аята из суры «Таха», в которой Аллах сказал: «Он, который сделал для вас землю равниной, и провел для вас в ней дороги, и низвел с неба воду, и вывели Мы благодаря ей пары разных растений. Ешьте и пасите ваши стада; поистине, в этом – знамение для обладающих разумом!» (20/53,54).
Только сам Аллах, не кто-нибудь другой сделал для человека, а не для кого иного землю равниной и низвел с неба воду и вывел пары разных растений. Если так, то эти вещи все сотворил Аллах на пользу человеку с условием, чтобы последний не забывал никогда, что эти полезные вещи великий дар Аллаха для него и за это он должен благодарить нашего Творца. Человек не сможет быть наместником Аллаха на земле, если он злоупотребляет этими дарами.
Передавались очень много хадисов Пророка /да будет мир над ним!/ призывающие мусульман к земледелию. Имам Муслим в своем «Сахихе» передает от Джабер /да будет Аллах доволен им!/ Пророк /да будет мир над ним!/ сказал: «Если мусульманин сажает что-нибудь и кто-нибудь ест от него, сажавшему будет вознаграждение-подаяние, ворует кто-нибудь, тоже будет подаяние, каждый раз несет потери от кого-то, ему будет подаяние до самого судного дня». Из этого хадиса мы понимаем, что вознаграждение посадившему что-нибудь беспрерывно продолжается до тех пор, пока можно пользоваться плодами его труда, даже после его смерти, до самого судного дня.
Имам Байхаки передает от Анаса /да будет мир над ним!/ сказал: «Существует семь деяний, вознаграждение раба божьего за них продолжается, если даже выполнивший их находится в могиле, после его смерти: Кто учил знанию, или проложил канал, выкопал колодец, сажал финиковую пальму, строил мечеть, оставил в наследие Коран, оставил после себя детей, которые молятся о нем Богу». В этом хадисе деяния по улучшению окружающей среди (обратить реку на пользу обществу, копать колодец, сажать деревья) поставлены рядом с великими благотворительными деяниями как: учить знанию, стро-ить мечеть и наследовать Коран. Поистине Аллах великодушен, так как Он будет вознаграждать своего раба за эти благородные дела в за-гробной жизни так же, как вознаградил его за эти дела на этом свете. Ислам призывает людей сажать и развивать растения, деревья не только ради личной пользы. Не обязательно, чтобы сажавший или развивавший лично воспользовался плодами своего труда, если не он, то пусть следующее поколение и т. п. Улемы передают, что, проходя мимо известного сподвижника Абу Дарды, Пророк увидел, что он сажает саженцы ореха и сказал: «Почему тебе сажать это, ты же старик преклонного возраста, а этот саженец приносит свои плоды после многих лет? Абу Дарда /да будет Аллах доволен им!/ ответил: Мне все равно, я хочу только вознаграждения Аллаха за это, пусть другие вкушают плоды».
Для полного вознаграждения не достаточно только сажать или разводить растения, а надо всемерно ухаживать за ними до того, как полу-чишь плоды. Имам Ахмад ибн Ханбал в своей книге «Аль-Муснад» передает от одного спод-вижника Пророка /да будет мир над ним!/ «Я своими ушами слышал от Пророка, когда он /да будет мир над ним!/ сказал: «Кто сажал деревья и с терпением ухаживал, вырастил до того, как оно принесло плоды, тому во всех сторонах пользования плодами его деревьев будет вознаграждение от Аллаха».
Исходя из этих и других хадисов, улемы постановили, что самой лучшей профессией является земледелия.
Приведенные доказательства указывают, что мир растений в Исламе не лишен милости и защиты. Существует очень много положений мусульманского учения, запрещающие рубить деревья, уничтожать растения.

Одним из самых насущных экологических проблем наших дней является загрязнение воды. Эта проблема очень волнует людей, так как из-за неправильных действий и нехватки экологического воспитания, вода загрязнилась везде: в арыках, реках, озерах, морях и даже в океанах. Это положение в свою очередь привело к гибели многих водных животных и растений. Сейчас мир страдает от нехватки воды, некоторые реки и озера уже высохли и другие на пороге высыхания. Практика показала, что высыхание озер приводит к нарушению экологического равновесия в соседних с этим озером районах.

Священный Коран считает воду составной частью жизни, без нее не возможна сама жизнь на земле. Всезнающий Аллах в суре «Пророки» сказал: «...и сделали из воды всякую вещь живую» (21/30). 
Также в суре «Свет»: «Аллах сотворил всякое животное из воды...» (24/45).
Исходя из этих аятов, можно понять, что основа всего живого–вода. Это доказывает также и научные исследования. Ученые говорят – основной частью человеческого тела (76%) и всех живых существах является вода. Невозможно представить существование мира растений без воды. Чтобы получить килограмм сахара, нужно затратить на полив 1000 литров воды, а для получения килограмма пшеницы – 1500 литров воды. Такое - же положение и в промышленности. Чтобы выплавить килограмм стали, нужно 400 литров воды и т. д.
С точки зрения Ислама, воды - один из самых величайших даров Аллаха, поэтому не разрешается ее расточать и загрязнять. Экономить воду было свойством предыдущих поколений мусульман. Даже улемы открыли специальные главы в своих книгах под названием: «Экономить воду, даже если черпаешь из моря». Доказательством этого решения является, хадис Пророка, который передали Имам Бухари и Имам Муслим от Анаса /да будет Аллах доволен ими!/: «Обычно Пророк /да будет мир над ним!/ купался водой в размере от одного «саа» до пяти «муддов» и омывался водой в размере одного «мудда» («саа» и «мудда» ед. измерения).
Имам Ахмад передает от Абдуллы ибн Омара: «Однажды Пророк /да будет мир над ним!/ пройдя мимо Саъда, увидел, как он омывается и сказал: «Эй, Саъд! Почему такое расточительство? Саъд спросил: «И в воде тоже будет расточительство?» Пророк ответил: «Да, даже если ты у текущей реки».
Общеизвестно, что омовение и купание (гусл) являются обязательными обрядами для каждого мусульманина, если запрещено расточительство воды в них, как обстоит дела в других отношениях ясно, комментарии тут излишни.
Помолимся Всевышнему, чтобы Он направил нас по верному пути и помогал нам в выполнении Его учения во всех сферах жизни, в том числе и в сохранении природы в ее первозданном виде, какой Он сотворил ее, в Своей милости к человеку.
Как мы отметили раньше, одной из основных причин сложного нынешнего экологического положения является недостаточность воспитания в этой сфере.
Ислам придает этой проблеме особое значе-ние, особенно в том, что касается экологического воспитания. Мы уже упоминали, что есть множество аятов священного Корана и хадисов Пророка/да будет мир над ним!/ и все они, прежде всего воспитательного характера. Аяты Корана читаются всегда и везде для выучивания, изуче-ния, молитвы и др. А мусульманам велено как можно глубже осмыслить и понимать их и претворять в жизнь. Также и в отношении к хадисам Пророка /да будет мир над ним!/
Надо отметить, что в Коране и Сунне не ука-зано все, в чем нуждаются люди, а только те ос-новные проблемы, в которых люди нуждаются по божественному указанию и пророческим со-ветом. А второстепенные, это те, которые изме-няются совокупно с изменениями, происходя-щими в обществе, с изменением времен и места, поколений. Вот такие проблемы оставлены для самих мусульман, чтобы они сами решали эти вопросы в свете священного учения Корана и Сунны. 
Что касается экологических проблем, то они не были обойдены вниманием и оставлены, что-бы люди сами решили эти вопросы. В Коране уделено особое внимание этой проблеме и есть множество аятов, также в Сунне есть очень много хадисов, это свидетельствует о том, что Ислам уделяет огромное внимание этому вопросу.
Экологическая проблема в Исламе – это серьезное дело, которым должно заниматься государство. Для подтверждения этой мысли есть много фактов, некоторые из них были упомянуты в предыдущих статьях. Как поступил сам Пророк /да будет мир над ним!/ глава мусульманского государства, когда во время похода увидел своих сподвижников, которые брали двух птенцов из их гнезда? Приказал вернуть их матери. Также было сказано, что наши факихи писали в своих книгах об обязанностях владельцев животных – кормить, поить, и т. д. Если кто не выполнял эти обязанности, то государство заставляет его этому.
Одни лишь поучения, как бы они ни были благородны и справедливы, не дают никакой пользы, если они не будут претворены в жизнь. Именно это претворение будет самым ярким доказательством того, что те или иные учения заняли достойное место в сердцах своих приверженцев, и они по зову сердца выполняли веления этого учения, которому они верят.
Ислам именно таким путем осуществляет свое учение и в том числе учение по экологическим вопросам. Чтобы люди поняли необходимость охраны окружающей среды стояли на принципиальной позиции по этой проблеме. Ислам строго запретил в некоторых местах и в определенное время, вести охоту на животных, рубить деревья и уничтожать растения. Наверное, эти меры Ислама являются самыми первыми запретами в истории в пользу окружающей среды.
Запретное время, о котором идет речь, это время «Ихрам» а – одевание специальной одежды при выполнении обряда хадж или «умры» (малый хадж). Как известно, «ихрам» является одним из обязательных столпов хаджа и умры, без него они будут недействительными.
Всезнающий Аллах в суре «Трапеза» сказал: «Дозволена вам охота в море и питание ею в пользование вам и путникам. Но запрещена вам охота на суше пока вы в хараме. Бойтесь Аллаха, к которому вы будете собраны!» (5/96). 
Исходя из этого священного аята, каждому паломнику и совершающему умра, после того как они намереваются совершить эти обряды и надевают одежду «ихрам» строго запрещается: вести охоту на животных (на суше), резать их, показывать их местонахождение охотникам, вспугивать их. Также запрещается трогать яйца птиц и т. п.
Ислам не ограничивается только запретом и обещанием мучений на том свете, а наказывает нарушителей сразу. Об этом говорится в суре «Трапеза» так: «О вы, которые уверовали! Не убивайте добычи, когда вы в хараме; а кто убьет из вас умышленно, то воздаяние -скота столько же, сколько он убил. Устанавливают это двое справедливых из вас как жертву, направляющуюся к Каъбе, или искупление – накормить бедняков, или равное этому – постом, чтобы он вкусил вред своего дела. Простит Аллах то, что было прежде; а кто повторит, тому отомстит Аллах: поистине, Аллах велик, обладатель мщения» (5/95).
В этом священном аяте Аллах запретил мух-риму (человеку в ихраме) охоту, если он нару-шил этот запрет, то должен искупить свою вину пожертвованием скота и раздачей мясо бедня-кам. Это устанавливается двумя справедливыми мусульманами, они указывают, какой скот надо пожертвовать и как поступать дальше.
Улемы говорили о том, что если мухрим убил газель, например наказание, будет пожертвованием овца или козы, и т. п. Если не найдется скота, чтобы пожертвовать, купить на его стоимость еды и накормить бедняков, если у нарушителя нет денег, тогда, вместо, кормления, он постится один день.
Например, мухрим убил антилопу, необходимо пожертвовать коровой, скажем, не мог найти коровы, чтобы купить и пожертвовать. Тогда он на цену коровы кормит бедняков. Допустим, что у нарушителя нет денег, тогда он вместо кормления постится один день, чтобы вкусить вред своего дела, как было сказано Всевышним в аяте.
Нет сомнения, что наказание будет горьким уроком тому, кто легкомысленно отнесся к это-му важному делу, чтобы он больше не повторял и чтобы другие тоже не брали пример с него.
Надо отметить, что улемы особо указали на то, что мухрим умышленно совершил нарушение или неумышленно все равно нака-зывается.
Ислам также запретил убивать животных и уничтожать (рубить) деревья и растения на от-дельных территориях, чтобы мусульмане время от времени получали обязательные уроки по экологическому воспитанию Имам Бухари в своем «Сахихе» передает от Ибн Аббаса – да будет Аллах доволен им! – «Пророк – да будет мир над ним! – в день открывания Мекки сказал: «Поистине, эти места «харам» (священная территория), не удаляется ее янтак (тикон) и не удаляются их растения, не вспугивается их добычи, никто не поднимает потерянных вещей в них, кроме того, который хочет показать людям их».
Харам вокруг священного города Мекки имеет свои известные границы и внутри этих границ никто не имеет право нарушать вышеуказанные запреты. 
Такие – же запреты действительны для харама города Медины. Имам Муслим в своем «Сахихе» от Джабер Инб Абдуллаха – да будет Аллах доволен им!–передает: «Пророк–да будет мир над ним!–сказал: «Поистине, Ибрахим объявил Мекку харамом, я объявлю Медину харамом между ее окружающими горами, нельзя удалять ее терновника, охотится за добычей».
Имам Ахмад ибн Ханбал аль–Марвази Имам Абу Дауд ас–Сиджистани передают в своих книгах от Али ибн Талеба: «Пророк - да будет мир над ним!–сказал о Медине: «Нельзя удалять в ней растения вспугивать добычу, поднимать потерянные вещи, кроме того, который хотел объявить об этих потерянных вещах, запрещается ходить в ней с оружием, рубить деревья, разрешается пасти верблю-дов».
Эти запреты для всех мухримов и немухримов. Нам можно назвать эти веления и запреты практическим воспитанием в области экологии. И какое же это прекрасное воспитание. По сути дела, они и должны быть такими, ведь они же воспитание. По сути дела, они и должны быть такими, ведь они же божественные и пророческие наставления. 
Необходимо отметить, что запретное время связано с хаджом и умрой, а их время–самое счастливое время в жизни каждого мусульманина, так как оба они связаны с посещением самых святых мусульманских мест, хождением вокруг Каъбы и выполнением определенных обрядов в тех местах, где был ниспослан Коран, именно по этому мусульмане называют паломничество–путешествием жизни.
Священные заповедные территории, в которых всем запрещается убивать животных, рубить деревья, топтать растения–самые священные места для каждого мусульманина на земле, Мекка, Медина и окружающие их места, где расположен дом Аллаха, место рождения Пророка /да будет мир над ним!/ где были ниспосланы священные аяты Корана, было основано мусульманское общество, жил сам Пророк со своими сподвижниками, где захоронены он и его друзья и т. д. Нет сомнений, что этот священный экологический карантин оставит свой след в жизни каждого паломника и посетителя. Как известно, война чрезвычайное вынужденное обстоятельство, в котором совершаются дела запрещенные в мирное время, в том числе убивать людей, разрушение и т. д.
Ислам–религия мира, всеми способами старается предотвратить войну, разрешает вести войны только по необходимости и даже в этом случае завещает мусульманам не забывать человечность. По этому поводу существуют множество учений, приведем только один из них, завещание правоверного халифа Абу Бакра Сиддика одному из своих полководцев: Имам Малик ибн Анас в своей книге «ал-Муватто» передает от Яхъя ибн Саида: «Когда Абу Бакр отослал армии на Шам, сам пешком вышел проводить ее Язид ибн Аби Суфъяном, последний был одним из полководцев. Абу Бакр сказал ему: «Я завещаю тебе: не убивай женщин, детей, стариков, не руби плодовых деревьев, не разрушай, не подрезай овец и верб-людов, можно только для еды, не подрезай финиковые пальмы и не жги их, не прячь добычи от людей и не будь трусом».
Да, правоверный мусульманин не забывает экологических проблем даже во время исключительных положений, когда сам находится под угрозой, это трудное положение не дает ему повода бессмысленно убивать животных, уничтожать растения, деревья.
Исходя из этого, мы с уверенностью можем сказать, что экологическое воспитание в Исламе действует везде и всегда.
С точки зрения Ислама ответственность за экологическое воспитание лежит на старших членах общества, это они должны воспитать подрастающее поколение экологически зрелыми, добрыми к миру животных и растений, чтобы молодежь в будущем не нарушала законы религии по этому вопросу.
Улемы передают от Абдуллы Ибн Умар /да будет Аллах доволен им!/ Тот по дороге увидел несколько молодых парней, которые сделали из курицы мишень и играя, стреляют в нее, когда парни увидели Ибн Умара сразу убежали. Ибн Умар сказал: «Кто сделал это?! Поистине, Пророк /да будет мир над ним!/ проклинал того, кто поступал так». Комментаторы в своих комментариях писали о силе и твердости Ибн Умара в таких делах. На родителях, опекунах и воспитателях лежит ответственность за нарушение этих заветов.
Нынешнее поколение мусульман должно брать пример с Ибн Умара и его поколения. Каждый мусульманин должен быть преданным учению своей религии и также постараться претворить его в жизнь, как это делали Ибн Умар и его друзья. Парни, мучащие курицу, не зря убежали, увидев Ибн Умара, они хорошо знали, что Ибн Умар обязательно накажет их. Сегодняшняя молодежь тоже должны хорошо понимать и чувствовать, что старшие обязательно их будут порицать за нарушение учения Ислама по всем вопросам, и в том числе по экологическим проблемам.
То, что было обсуждено в этих статьях, об учении Ислама по экологии–малое от многого, капля от моря. Существуют много аятов и хадисов, высказываний сподвижников Пророка, их деяний, также слова улемов, муджтахиддинов и факихов, которые невозможно перечислить в нескольких статьях. Все они призывают мусульман бережно относиться к окружающей среде, миру животных и растений, не причинять зла им, не уничтожать их.
Руководствуясь учением Ислама по экологии, можем сказать, что сегодня мусульмане должны быть в первых рядах экологической борьбы. Улумы должны сделать все, чтобы воспитать подрастающее поколение экологически зрелым, сами должны быть примером другим в этом плане, не быть снисходительными к нарушениям этих насущных вопросов современного мира. 
Пусть сам Аллах направить нас по правильному пути!

 

ШЕЙХ МУХАММАД САДЫК МУХАММАД ЮСУФ

Оцінка: 
0
No votes yet