Опыт внедрения систем экологического менеджмента на предприятиях машиностроительной отрасли Украины

tiz_009_zemlia.gifВ связи с вступлением Украины в ВТО, на машиностроительных предприятиях особую актуальность приобретает внедрение международных стандартов серии ISO 9000 и на их основе – международного стандарта ISO 14001 «Системы экологического менеджмента (СЭМ).
        Требования и указания по применению». Стандарт ISO 14001 на Украине введён в действие с 15.05.2006 г. как ДСТУ ISO 14001:2006 (идентичная версия) и пока не получил достаточного распространения на наших машиностроительных предприятиях, в отличие от основополагающего стандарта ISO 9001.
        Организации, которые уже внедрили стандарт ISO 14001 и прошли сертификацию на соответствие его требованиям, отмечают его практическую полезность и финансовые выгоды в долгосрочной перспективе. Данный стандарт могут применять все предприятия машиностроительного комплекса, которые ставят перед собой цель разработать и выполнять экологическую политику и задачи, учитывая правовые и другие требования.
        Большинство организаций в ходе своей повседневной деятельности проводят внутренние аудиты СЭМ, оценивают риски, выполняют требования контролирующих органов. Остаётся лишь систематизировать работу в данном направлении и привести её в соответствие с унифицированным стандартом ISO 14001, а затем успешно пройти сертификацию. Таким образом, СЭМ охватывает весь комплекс вопросов, связанных со стратегией и конкурентоспособностью машиностроительного предприятия.

 


Рисунок 1 – Модель комплексного подхода СЭМ – периодической оценки эффективности природоохранных мероприятий машиностроительного предприятия в условиях глобализации

 

          Так как внедрение стандарта потребует значительной оптимизации ресурсов (выделение квалифицированног о персонала, оргтехники, средств на прохождение сертификации и приобретение необходимых материалов), эту работу должен возглавить лично первый руководитель предприятия.
        Внедрение стандартных элементов СЭМ позволит уже сейчас машиностроительному предприятию довести клиентам свои экологические цели и продемонстрировать интеграцию с другими требованиями системы управления, желание постоянно совершенствовать и развивать производство.
        Общее назначение стандарта – содействовать охране окружающей среды и предотвращать её загрязнение, учитывая социально-экономические потребности. Основой стандарта является методика Э.Деминга: «Планируй-выполняй-проверяй-действуй», предусматривающая постоянное улучшение характеристик СЭМ, используя процессы и их взаимодействие.
        Расширенный круг Деминга, применительно к СЭМ, предложен авторами и представлен на рисунке 1. Подготовка к внедрению СЭМ начинается с оценки экологических рисков, влияния различных производственных факторов на окружающую среду, а также возможной упущенной выгоды от применения существующих устаревших технологий и энергозатратного оборудования.
        Затем выполняется подробный комплексный анализ экологической деятельности предприятия, её экономическая составляющая. Результаты проведенного анализа сравниваются с данными предприятий-конкурентов как внутри отрасли так и по крупным предприятиям смежных отраслей.
        По итогам анализа рынка оценивается возможность инвестирования в разработку новых экологических и энергосберегающих технологий с целью внедрения их на предприятии для дальнейшего снижения текущих затрат. Это позволяет оптимизировать процессы СЭМ и связанные с ним основные производственные процессы, а следовательно, улучшить их структуру.
        Далее предприятие внедряет новые технологии и подаёт заявку на сертификацию СЭМ по стандарту ДСТУ ISO 14001:2006, затем ежегодно проходит технический надзор за данной системой либо ресертификацию. Таким образом, цикл замыкается, через какое-то время (от квартала до года) предприятию снова необходимо оценивать экологические риски и т.д.
        Очень важными аспектами при внедрении СЭМ являются: разработка и актуализация необходимой нормативной документации, поддержание записей системы в рабочем состоянии, а также периодический аудит процесса СЭМ и связанных процессов квалифицированным персоналом.
        В ходе работ по сертификации и техническому надзору за СЭМ выявляются несоответствия, что само по себе не является проблемой. Важно, как организация отреагирует на них, какие предложит и как выполнит по ним необходимые корректирующие и предупреждающие действия.
        СЭМ способствует периодической оценке и анализу экологических характеристик предприятия, как следствие – постоянному их улучшению. Организация самостоятельно, в зависимости от экономических или других обстоятельств, определяет степень, объём и продолжительность процесса постоянного улучшения, гибко рассматривает свои экологические аспекты.
        Так, использование стандарта ISO 14001 само по себе не гарантирует оптимальных экологических результатов, оно лишь «подталкивает» предприятие к использованию современных методов экологических работ. В дальнейшем, предприятие может всегда совершенствовать свою деятельность в области экологии, учитывая требования стандарта ISO 14004 «СЭМ. Рекомендации по совершенствованию» и документов ISO/ТС 207.
        Высшее руководство выделяет ответственных работников, которые, независимо от остальных обязанностей, выполняют функции поддержки СЭМ, составляют отчёты для высшего руководства и органа сертификации, а также предлагают рекомендации для её совершенствования.
        Следовательно, организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать свою СЭМ в соответствии с требованиями стандарта ДСТУ ISO 14001:2006 и самостоятельно определить, как она будет выполнять эти установленные требования.
        Международный характер приобретают инвестиционные и экологические процессы. Наблюдается активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни. Кооперация различных стран в инвестиционной среде имеет место в широком спектре форм: объединения ресурсов в целях поддержания существующих достижений и получения новых научно-технических результатов; международного трансферта технологий, создания мировой научно-технической инфраструктуры, осуществления инвестиций, имеющих глобальный характер по своей сути и т. п.
        Влияние инвестиций на окружающую среду всё больше усиливается. Интенсивность инвестиционных процессов в мире значительно обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно нарушение нормального кругооборота веществ в природе. С другой стороны, только за счет инвестирования в экологические мероприятия, в научно-технические разработки возможна гармонизация отношений между человеком и природой. Научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития, предусматривающей стабильное экологическое равновесие.
        Донецко-Приднепровский регион занимает около 19% территории Украины, где проживает 28% ее населения. В этом регионе размещено примерно 5 тыс. предприятий, среди которых мощные гиганты металлургии, химии, энергетики, машиностроения, горнорудной, угольной и других отраслей промышленности.
        В очень тяжелом экологическом состоянии находится Азовское море, рядом с которым расположено крупное машиностроительное предприятие – ЗАО «Азовмаш». Мариуполь "поставляет" окружающей среде близко 800 тыс.т токсинов на год. Без преувеличения, это – зона экологической катастрофы. Каких-то 40-50 лет назад в нем вылавливали рыбы в 35 раз большее, чем в Черном море, в 12 раз большее, чем в Балтийском. В бассейне моря раньше водилось 114 видов рыб и общий улов в лучшие годы превышал 300 тыс.т в год. Из них большая часть – ценные породы. Сегодня же уловы рыбы упали в шесть раз, а та рыба, которая вылавливается, загрязнена ядохимикатами настолько, что потреблять её в пищу опасно.
        Наибольшим среди промышленных предприятий в Украине является машиностроительный комплекс, так как в государстве для этого сложились довольно благоприятные предпосылки: могучая металлургическая база, развитая транспортная сеть, большие объемы использования машин и приборов, высококвалифицированные кадры. На украинских машиностроительных заводах вырабатывают разнообразную продукцию от бытовой техники до современных машин – оснащение для АЭС, космическую технику, турбины, самолеты, которые не имеют аналогов в мире. Высочайшая концентрация машиностроительной промышленности характерна для Днепропетровска, Харькова, Кривого Рога, Краматорска, Мариуполя и Донецка. Машиностроительная промышленность имеет сложную структуру и много типов машиностроения: тяжелого, электротехнического, транспортного, приборо- и станкостроение, радиоэлектронного и др. Каждый из типов машиностроения имеет свои экологические особенности – состав и количество отходов, токсичность загрязнений, режим их выбросов в воздух и сточными водами.
        Как и другие виды промышленности, машиностроительная отрасль тяготеет к районам развития металлургии, сконцентрирована в городах и очень вредит их экологическому состоянию большими объемами отходов, загрязнений воздуха и воды. Так, в Днепропетровске лишь одно производственное объединение "Днепротяжмаш" ежегодно сбрасывает в Днепр более 2 млн.м3 загрязненных сточных вод, завод прокатных валков – 250 тыс.м. В Запорожье выбросы Днепровского электродного завода в атмосферу составляют 35% общегородских, причем 80% из них являются опасными канцерогенными веществами, а свыше 50% всех выбросов в атмосферу даёт ПО "Запорожсталь", более 150 тыс.т вредных веществ в год.
        Электротехнических заводов в Украине действует свыше сотни. Но несмотря на то, что большинство из них (а также приборостроительных и радиоэлектронных) построены в последние десятилетия, на многих из них газо- и водоочистительные сооружения или неисправные, или действуют неэффективно (одесский "Агроагрегат", николаевский "Никояд", Черновицкий металлообрабатывающий, днепропетровский "Южный машиностроительный" и др.).
        Другим источником загрязнения является транспорт – воздушный, автомобильный и водный. Во всех крупных городах Украины часть загрязнения воздуха от автотранспорта в последнее время составляет 70-90% общего уровня загрязнения. Основными причинами являются устаревшие конструкции двигателей, характер топлива (нефтепродукты, а не газ или другие менее токсичные вещества) и плохая организация движения, особенно в городах, на перекрестках улиц, мостовых переходах. В отработанных газах, которые выбрасываются автомобилями, выявлено до 280 разных вредных веществ, среди которых особую опасность составляют углеводные канцерогены, оксиды азота, свинец, ртуть, альдегиды, окиси углерода и серы. Поэтому машиностроительным предприятиям целесообразно развивать более экологичный транспорт: железнодорожный, конвейерный и трубопроводный.
        Несмотря на то, что ежегодно на машиностроительных предприятиях используется и уничтожается около трети отходов, которые образуются и получены со стороны, этого крайне недостаточно для улучшения общей экологической ситуации. Необходимо срочное увеличение затрат на охрану окружающей среды, ускорение темпов строительства природоохранных объектов и инвестирование в современные природоохранные технологии (более глубокая переработка отходов, пылеуловители, полная цикличная очистка сточных вод, энергосберегающие программы).

Злепко С.М., Войнаренко М.П., Зинченко С.Г. (Україна, Вінниця)
Опыт внедрения систем экологического менеджмента на предприятиях машиностроительной отрасли Украины

Збірник матеріалів ІІ-го Всеукраїнського з’їзду екологів з міжнародною участю
Скачати в форматі pdf:
http://eco.com.ua/sites/eco.com.ua/files/lib1/konf/2vze/zb_m/0164_zb_m_2VZE.pdf

Оцінка: 
0
No votes yet