Методика расчета выбросов вредных веществ от предприятий дорожно-строительной отрасли, в том числе от асфальтобетонных заводов

Назва: 
Методика расчета выбросов вредных веществ от предприятий дорожно-строительной отрасли, в том числе о

Download

                                            Приложение №12 к     

                                         приказу Министра охраны окружающей

                                            среды Республики Казахстан

                                         от «18» 04 2008 года № 100 -п.

МЕТОДИКА

расчета выбросов вредных веществ
от предприятий дорожно-строительной отрасли, в том числе от асфальтобетонных заводов

1. Общие положения

Методика расчета выбросов загрязняющих веществ от предприятий дорожно-строительной отрасли, в частности от баз дорожно-строительной техники и асфальтобетонных заводов (АБЗ)  (далее -  Методика) разработана с целью создания единой методологической основы по определению выбросов загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников действующих баз дорожно-строительной техники и основного технологического оборудования АБЗ. Как правило, помимо основного оборудования по приготовлению асфальтобетона и подготовке минеральных и вяжущих материалов, на территории АБЗ размещаются многочисленные участки, продукция которых используется при проведении строительных и ремонтных работ в дорожной отрасли.

Методика рекомендуется к применению предприятиями и территориальными управлениями по охране окружающей среды, специализированными организациями, проводящими работы по проектированию и нормированию выбросов и контролю за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Полученные по настоящей Методике величины используются в качестве исходных данных при учете и нормировании выбросов на действующих предприятиях и объектах, а также при разработке предпроектной и проектной документации на новое строительство.

В настоящем документе применяются термины и определения в соответствие со статьей 1 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года.

2. Характеристика источников вы деления загрязняющих веществ на асфальтобетонных заводах

Промплощадка АБЗ, как правило, включает цеха по приготовлению органического вяжущего и асфальтобетона, подготовки минеральных материалов, котельные. Зачастую здесь же располагаются цеха по приготовлению дорожных вязких битумов из сырья (гудрона), битумных эмульсий, укрепленных грунтов, камнедробильно-сортировочные установки.

АБЗ могут быть оснащены комплектами оборудования следующих типов: Д-597, Д-597А, Д-508-2А, Д-617, Д-645-2, ДС-117-2К (2Е), ДС-1895, Д-158, "Тельтомат" производства ФРГ и другими импортными асфальтосмесительными установками производительностью 25, 32-42, 50, 100 и 200 т/ч.

Источники выделения и выброса загрязняющих веществ на АБЗ приведены в таблице 2.1.

При работе АБЗ в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества:

- неорганическая пыль, с разным содержанием диоксида кремния;

- оксиды углерода и азота;

- ангидрид сернистый (серы диоксид); углеводороды, в частности полициклические;

- мазутная зола (в пересчете на ванадий) при применении мазута в качестве топлива;

- сажа при работе транспорта на дизельном топливе;

- свинец и его неорганические соединения при работе транспорта на этилированном бензине.

Классификация этих выбросов приводится в таблице 2.2.

В таблице 2.3 представлена характеристика выбросов источников выделения загрязняющих веществ на АБЗ.

Оборудование, выделяющее загрязняющие вещества, оснащается пылегазоочистными системами, которые включают: пылеуловители различного типа с газоходами и дымососами; устройства, обеспечивающие требуемый температурный режим; бункер с механическими средствами для подачи пыли к дозаторам агрегата минерального порошка. Оборудование, применяемое для осаждения пыли из запыленного газа, можно разделить на пять основных групп: пылеосадочные камеры, циклоны, мокрые пылеуловители, тканевые фильтры и электрофильтры.

При хранении гудрона, переработке его в битум, нагреве битума и приготовлении асфальтобетона выделяются углеводороды.

Источником выделения загрязняющих веществ на АБЗ являются реакторные установки по приготовлению битума из нефтяного гудрона путем окисления последнего кислородом воздуха.

Таблица  2.1 

Источники выделения и выброса загрязняющих веществ на АБЗ

Наименование
участка

Наименование источников выделения

Наименование источников выброса

1. Асфальтосмеситель­ное отделение

1. Место пересыпки каменных материалов в разгрузочную коробку

2. Узел присоединения сушильного барабана к разгрузочной коробке

3. Сушильный барабан

4. Элеватор сушильного барабана

5. Грохот

6. Места пересыпки наполнителей в бункеры

7. Мешалки

8. Пневмотранспорт наполнителя в силосные емкости

Пылеуловители с выхлопными трубами

2. Битумное отделение

1. Битумные котлы (гудронохранилище, битумохранилище)

Выхлопные трубы

3. Камнедробильное отделение

1. Место пересыпки камня в приемный бункер

2. Щековая дробилка

3. Конусная дробилка

4. Грохот

5. Место пересыпки молотых материалов с конвейера

Неорганизованные выбросы

4. Отделение по приготовлению минерального порошка

1. Сушильный барабан

2. Шаровая мельница

Выхлопная труба сушильного барабана

3. Узел выгрузки (место пересыпки) порошка

Пылеуловители

5. Штабели песка и щебня, погрузочно-разгрузочные площадки

 

Неорганизованные выбросы

6. Грунтосмесительная установка

1. Мешалка

2. Узел подачи цемента

3. Бункер минеральных материалов

4. Узел приготовления и дозирования органического вяжущего

Неорганизованные выбросы

7. Эмульсионный цех

1. Узел подготовки и разогрева органического вяжущего

2. Узел приготовления раствора эмульгатора

Люк

Люк

8. Котельная

1. Топочное устройство

Дымовая труба

По принципу действия реакторные установки могут быть бескомпрессорного типа (Т-309) - в них нагнетание и распыление атмосферного воздуха в окисляемое сырье происходит в результате вращения диспергаторов; или барботажные, в которые воздух подается компрессором (тип СИ-204).

Таблица  2.2

 Классификация выбросов АБЗ в атмосферу

№№ п/п (код)

Название (формула) соединений

ПДК м.р.

ПДК с.с.

ОБУВ

мг/м3

Класс опасности

0184

Свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец)

0,001

1

0301

Азота оксиды (в пересчете на NО2)

0,085

2

0328

Углерод черный (сажа)

0,150

3

0330

Сера диоксид (ангидрид сернистый – SO2)

0,500

3

0337

Углерод оксид (СО)

5,000

4

2754

Углеводороды предельные C12-C19 (в пересчете на суммарный органический углерод)

1,000

4

2904

Мазутная зола (в пересчете на ванадий)

0,002

2

2907

Пыль неорганическая (SiO2 > 70 %) динас и др.

0,150

3

2908

Пыль неорганическая (SiO2 = 20-70 %) цемент, шамот и др.

0,300

3

2909

Пыль неорганическая (SiO2 <20 %) известняк и др.

0,500

3

В реакторных установках в процессе окисления гудрона выделяется 5- 140 кг газов окисления на 1 т готового битума в зависимости от его марки, а также от качества исходного сырья. Газы окисления содержат около 5% углеводородов.

Газы окисления выходят из реактора в коллектор, подключенный к гидроциклону. В нем конденсируется пар и основная масса углеводородов, образуя воду и «черный соляр».

Часть углеводородов - около 20% их исходного количества - поступают вместе с другими компонентами газов окисления в специальную печь дожига, входящую в комплекс реакторной установки.

В том случае, если реакторная установка не обеспечена печью дожига, удельный выброс загрязняющего вещества (углеводородов) может быть принят в среднем 1 кг на 1 т готового битума.

Расчет выбросов от АБЗ должен проводиться на основе фактических или паспортных технических характеристик конкретной асфальтосмесительной установки. В Методике в качестве справки приведены технические характеристики для асфальтобетонных заводов, выпущенных ранее и составляющих основной парк в дорожных организациях (таблица 2.4).


Таблица  2.3

Характеристика выбросов источников выделения

№№

п/п

Источники

выделения

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу

Пыль

неорга­ническая

Оксиды

Углево­дороды

Сажа

Мазутная зола

(в пересчете на ванадий)

серы

угле­рода

азота

4-хзначный код загрязняющего вещества

2907-2909

0330

0337

0301 0304

2754

0328

2904

1

Место разгрузки и складирования минеральных материалов

+

-

-

-

-

-

-

2

Сушильное отделение

+

+

+

+

-

-

-

3

Асфальтосмесительная установка

+

+

+

+

+

+

-

4

Реакторная ус­тановка по приго­товлению битума из гудрона

-

+

+

+

+

+

-

5

Битумоплавиль­ная установка

-

+

+

+

+

-

-

6

Гудронохранили­ще (битумохрани­лище)

-

-

-

-

+

-

-

7

Дымовая труба котельной

+

+

+

+

+

+

+

8

Дробильно-сортировочная установка

+

-

-

-

-

-

-

9

Эмульсионный цех

-

-

-

-

+

-

-

10

Цех по приготов­лению укреплен­ных грунтов

+

-

-

-

+

-

-

Основными при контроле за выбросами вредных веществ в атмосферу должны быть прямые измерения. В случае невозможности проведения прямых измерений допускается использование расчетных (балансовых) методов определения выбросов.


Таблица  2.4

Технические характеристики источников выделения

Параметры

Значение параметров асфальтосмесительных установок

Тип асфальтосмесительных установок

ДС-168

ДС-1683

ДС-185

(ДС-1852,

ДС-1854,

ДС-1859)

Д-597
(типа)

Д-597-А

(Д-508-2А)

ДС-117-2К

(ДС-117-2Е)

Д-617

Д-617-2

Д-645-2

Тельтомат

100 МА 5/3-5

ДС-158

Сушильный барабан CM-168 в ком­плекте с ша­ровой мель­ницей ОМ-136

Производительность номинальная, т/ч

130-160

130-160

42-48

25

25

32-42

(25-30)

50

50

100

100

50

 

Характеристика газоочистного оборудования (тип, ступень)

Предваритель­ная ступень - прямоточный осевой циклон диаметром 1256 мм

I ступень - прямоточный осевой циклон, диаметром 1256 мм

I ступень прямоточный осевой циклон диаметром 700 мм

I ступень - 4 циклона ЦН-15, диаметром 500 мм

I ступень - 4 циклона СДК ЦН-33, диаметром 800 мм

I ступень - 4 циклона СДК ЦН-33, диаметром 800 мм

I ступень - 8 циклонов ЦН-15, диаметром 650 мм

I ступень - 8 циклонов ЦН-15, диаметром 650 мм

I ступень - 12 циклонов ЦН-15, диаметром 650 мм

Пылеулавли­вающая уста­новка Е6 А-5-S, 4 циклон­ные батареи

I ступень - 8 циклонов ЦН-15, диаметром 650 мм

I ступень - 2 циклона ЦН-15, диамет­ром 450 мм

I ступень очистки - 10 циклонов СЦН-40 диаметром 1000 мм

II ступень - 10 циклонов СЦН-40, диаметром 1000 мм

II ступень - 4 циклона СЦН-40 диаметром 1000 мм

II ступень - барботажный пылеуловитель "Светлана"

II ступень -циклон промы­ватель СИОТ

II ступень -ротоклон

II ступень - циклон – промыватель СИОТ

II ступень -ротоклон

II ступень -ротоклон

-

II ступень -скруббер "Вентури"

II ступень - циклон-про­мыватель СИОТ

II ступень - мокрый пылеуловитель ударно-инерционного действия типа ПВМ

III ступень - труба "Вентури-

III ступень - труба "Вентури"

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Общая средняя эффективность системы пылеулавливания, %

99.80

99.93

99.80

82.00

75.00

90.00

75.00

85.00

85.00

95.00

99.20

85.00

Характеристика источника выброса:

- высота дымовой трубы, м

18.9

18.9

17.61

18.0

18.0

19.0

18.5

18.5

18.5

30.0

18.0

10.0

- диаметр устья, м

1.655

1.655

0.793

0.500

0.500

1.000

1.000

1.000

1.200

1.000

1.000

0.600

Параметры газовоздушной смеси на выхо­де из источника выбросов:

- скорость, м/с

5.63

4.50

8.30

16.80

22.40

7.00

10.50

7.00

11.00

17.80

7.50

13.80

- объем, м3

12.1

9.6

4.17

3.3

4.0

5.6

8.3

5.5

12.5

14.0

6.0

3.9

- температура, °С

60

60

50

60

75

75

75

75

70

150

75

80

Концентрация пыли, поступающей на очистку, г/м3

310-330

320-340

190-210

27

30

30

46

16

13

11

46

37


3. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от АБЗ

3.1. Расчет выбросов пыли.

Валовый выброс пыли, отходящей от сушильного, смесительного и помольного агрегатов (до очистки), рассчитывают по формуле:

                                            (3.1)

где: T - время работы технологического оборудования в год, ч/год;

V - объем отходящих газов, м3/с (таблица 2.4);

С - концентрация пыли, поступающей на очистку, г/м3 (таблица 2.4).

Максимальный разовый выброс, до очистки, рассчитывают по формуле:

                                                                    (3.2)

 3.2. Расчеты выбросов при работе с инертными материалами.

Расчеты выбросов при погрузках, разгрузках, пересыпках, складировании, транспортировании, в т.ч. конвейерами, и других работах с минеральными материалами выполняются согласно формул (3.3 – 3.6).

При транспортировании минерального материала (песок, щебень) ленточным транспортером выброс пыли с 1 м транспортера (максимально разовый выброс) рассчитывают по формуле.

                                                                  (3.3)

где: Wс - удельная сдуваемость пыли (Wс = 3×10-5 кг/(м2×с);

l - ширина конвейерной ленты, м;

g - показатель измельчения горной массы (для ленточных транспортеров g = 0,1 м).

Валовый выброс пыли рассчитывают по формуле:

                                       (3.4)

где  T1 - время работы транспортера в год, ч.

Выброс пыли при погрузке, разгрузке и складировании минерального материала можно ориентировочно рассчитать по формуле:

                                    (3.5)

где: b - коэффициент, учитывающий убыль материалов в виде пыли, долях единицы, bщебня = 0,03; bпеска = 0,05 [3 ,4];

П - убыль материала, % (назначается по таблице 3.1);

Q - масса строительного материала, т/год;

K1w - коэффициент, учитывающий влажность материала (назначается по таблице 3.2);

Kzx×- коэффициент, учитывающий условия хранения (таблице 3.3).

Максимально разовый выброс рассчитывают по формуле:

                                                            (3.6)

где:  n - количество дней работы АБЗ в году;

T2 - время работы в день, ч.

Таблица 3.1

Нормативы естественной убыли (потерь) дорожно-строительных материалов, % (П)

Материал

Вид хранений и укладка

При складском хранении

При погрузке

При разгрузке

Щебень, в т.ч. черный

Открытый склад в штабелях

0,5

0,4

0,4

Гравий, песок

При механизированном складировании

1,6

0,4

0,4

Цемент, минеральный порошок, известь

Закрытые склады:

- силосного типа

0,1

0,25

0,25

комковая

- бункерного типа и амбарные

1,2

0,5

0,6

Холодный асфальт

Открытый склад (в штабелях или под навесом)

0,7

0,25

0,25

Битум, деготь, эмульсия, смазочные материалы и т.п.

Ямные хранилища закрытого типа или резервуары

Хранилища, открытые с боков

0,5

0,5

0,1

0,1

до 0,2

0,1

Таблица  3.2

Зависимость K1w от влажности материала

Влажность материала, %

К1w

0-0,5

1

Свыше 0,5 до 1,0

0,9

Свыше 1,0 до 3,0

0,8

Свыше 3,0 до 5,0

0,7

Свыше 5.0 до 7,0

0,6

Свыше 7,0 до 8,0

0,4

Свыше 8,0 до 9,0

0,2

Свыше 9,0 до 10

0,1

Свыше 10

0,01

Общий валовый выброс пыли определяют путем суммирования валовых выбросов от всех источников пыли на АБЗ.

Таблица  3.3

Зависимость Кzх от местных условий

Местные условия

Кzх

Склады, хранилища открытые:

 

- с 4-х сторон

1,0

- с 3-х сторон

0,5

- с 2-х сторон

0,2

-с 1-й стороны

0,1

- загрузочный рукав

0,01

- закрытые с 4-х сторон

0,005

 

3.3. Расчет выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива.

Расчет выбросов загрязняющих веществ (оксиды серы, углерода и азота, твердые частицы, мазутная зола (при работе на мазуте)) при сжигании топлива во всех нагревательных устройствах выполняются согласно формулам (3.7 – 3.20).

Валовый выброс твердых частиц  (золы твердого топлива) рассчитывают по формуле:

                                            (3.7)

где: gТ - зольность топлива в % (мазута - 0,1 %);

m - количество израсходованного топлива, т/год:

c - безразмерный коэффициент (мазута - 0.01);

hТ - эффективность золоуловителей по паспортным данным установки, %.

Максимально разовый выброс рассчитывают по формуле:

                                                            (3.8)

где  Т3 - время работы оборудования в день, ч.

Валовый выброс мазутной золы [1] в пересчете на ванадий [6], выбрасываемой в атмосферу с дымовыми газами котлов в единицу времени, рассчитывают по формуле:

                                            (3.9)

где: Gv - количество ванадия, находящегося в 1 т мазута, г/т;

, г/т,                                                                                (3.10)

где  gТ - содержание золы в мазуте на рабочую массу (мазут – 0,1 %);

В - расход топлива за рассматриваемый период, т/год;

hос - доля ванадия, оседающего с твердыми частицами на поверхностях нагрева мазутных котлов (в долях единицы);

0,07 - для котлов с промпароперегревателями, очистка поверхности нагрева которых проводится в остановленном состоянии;

0,05 - для котлов без промпароперегревателей при тех же условиях очистки;

0 - для остальных случаев.

Максимально разовый выброс рассчитывают по формуле:

, г/сек                                                                 (3.11)

Валовый выброс ангидрида сернистого в пересчете на SO2 (сера диоксид) рассчитывают по формуле:

                           (3.12)

где:  В - расход жидкого топлива, т/год;

Sp - содержание серы в топливе, % (таблица 3.4);

h¢so2 - доля ангидрида сернистого, связываемого летучей золой топлива (при сжигании мазута h¢so2 = 0,02, при сжигании газа - 0 );

h¢¢so2 - доля ангидрида сернистого, улавливаемого в золоуловителе. Для сухих золоуловителей принимается равной нулю, а для мокрых - по графику (рисунок 3.1) в зависимости от щелочности орощающей воды и приведенной сернистости топлива Sрпp.

, (% кг)/МДж,                                                                 (3.13)

где QРН  - теплота сгорания натурального топлива, Мдж/кг, м3 (таблица 3.4).

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

, г/сек                                                                (3.14)

Валовый выброс оксидов азота (в пересчете на NO2) [5], выбрасываемых в атмосферу, рассчитывают по формуле:

, т/год                                 (3.15)

где  В - расход топлива (формула (3.16)), т/год.

Таблица  3.4

Характеристика топлива

Вид топлива

Марка, класс

Sp, %

Qрн, Мдж/кг, м3

Карагандинский бассейн

КР

КСШ

К, К2, концентрат

КЖР

К, промпродукт

К шлам

0,82

0,81

0,81

0,84

0,90

0,84

17,12

18,55

22,19

20,30

16,20

16,96

Сырдарьинское месторождение

ГР

0,66

15,57

Куучекинское месторождение

К2Р

0,74

16,79

Боорлинское месторождение

К2Р

0,55

16,2

Экибастузское месторождение в целом:

   По группам зольности

ССР

ССР

ССР

0,56

0,56

0,57

15,49

16,12

14,61

Ленгерское месторождение

Б3,Б3СШ

1,80

15,33

Майкубенский бассейн:

   Сарыкольское месторождение

   Шоптыкольское месторождение

Б3

Б3Р

0,46

0,53

14,53

15,62

Тургайский бассейн:

   Кушмурунское месторождение

   Орловсое месторождение

   Кызылталинское месторождение

   Приозерное месторождение

Б2Р

Б2Р

Б2Р

Б2Р

1,6

0,86

0,63

0,51

0,65

12,23

11,35

12,43

12,31

10,38

Нижне-Илийское месторождение

Б1-Б2

1,04

13,02

Шубаркольское месторождение

Д

0,4

18,24

Каражиринское месторождение

Д

0,25

17,67

Дизельное топливо

 

0,3

42,75

Мазут:

   Малосернистый

   Сернистый

   Высокосернистый

100

100

100

0,65

1,7

2,8

41,35

41,07

40,52

1 - 10 мг-экв/дм3;

2 - 5 мг-экв/дм3;

3 - 0 мг-экв/дм3;

Sрпp - приведенная сернистость топлива, (% кг)/МДж.

Рисунок 3.1 - Степень улавливания оксидов серы в мокрых золоуловителях h¢¢so2 при щелочности орошающей воды

Для газообразного топлива:

, т/год                                                                                   (3.16)

где: V - расход природного газа, тыс. м3/год;

r - плотность природного газа, кг/м3 (r = 0,76-0,85);

КNO2- параметр, характеризующий количество оксидов азота, образующихся на 1 ГДж тепла, кг/ГДж (таблица 3.5);

b - коэффициент, учитывающий степень снижения выбросов оксидов азота в результате применения технических решений.

При отсутствии технических решений b = 0;

Qpн×- теплота сгорания топлива, МДж/кг, м3 (таблица 3.4).

Таблица  3.5

Значение параметра КNO2, кг/ГДж

Производительность асфальтосмесительных установок, т/ч

Тепловая мощность асфальтосмесительных установок, кВт

КNO2

25

3500

0,075

50

6100

0,080

100

13700

0,085

Максимально разовый выброс рассчитывают по формуле:

, г/сек                                                                 (3.17)

Валовый выброс оксида углерода [5] рассчитывают по формуле:

, т/год,                                               (3.18)

где  Cсo - выход оксида углерода при сжигании топлива, кг/т жидкого топлива или кг/тыс. м3 природного газа, рассчитывается по формуле:

, кг/т или кг/тыс. м3,                                                (3.19)

где: g3 - потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания топлива, % (ориентировочно для мазута и природного газа g3×= 0,5 %);

R - коэффициент, учитывающий долю потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания топлива, обусловленный наличием в продуктах неполного сгорания оксида углерода (для природного газа – R = 0,5, для мазута – R = 0,65);

g4 - потери теплоты вследствие механической неполноты сгорания топлива, % (ориентировочно для мазута и газа g4 = 0 %).

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

, г/сек                                                               (3.20)

3.4. Расчет валовых выбросов углеводородов.

Расчет валового выброса углеводородов из емкостей для хранения дорожных битумов, нефтяных гудронов и других нефтепродуктов за счет испарения проводится по результатам инструментальных измерений максимального разового выброса или с использованием Методических указаний по определению загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, рекомендованных уполномоченным органом в области ООС.

Пример расчета выбросов от битумного отделения приведен в Приложении 1.

3.5. Расчет выбросов пыли на камнедробильно-сортировочных установках.

Выброс пыли при работе камнедробильно-сортировочной установки рассчитывают по формулам (3.1) и (3.2) настоящей методики.

Показатели выбросов пыли на некоторых камнедробильно-сортировочных установках приведены в таблице 3.6.

При отсутствии в таблице 3.6 нужного оборудования необходимо воспользоваться данными, приведенными в Методических указаниях по расчету выбросов в атмосферу от предприятий строительной индустрии, рекомендованных к использованию уполномоченным органом ООС.

3.6. Расчет выбросов загрязняющих веществ на реакторных установках по приготовлению битума и в эмульсионных цехах.

При работе реакторных установок в атмосферу выбрасываются: углеводороды, мазутная зола (в пересчете на ванадий), оксиды серы, углерода и азота, а также твердые частицы. Расчет необходимо проводить в соответствии с пунктом 3.3 настоящей методики.

При изготовлении битумных эмульсий в эмульсионных цехах битум может поступать к диспергатору в разогретом виде по трубопроводу от битумоплавильной установки АБЗ, либо разогревается в котлах на территории эмульсионного цеха. В первом случае рассчитывают лишь выбросы углеводородов в соответствии с пунктом 3.4 настоящей методики, во втором рассчитывают выбросы углеводородов, мазутной золы (в пересчете на ванадий), оксидов серы, углерода и азота, а также твердые частицы (пункт 3.3).

Таблица  3.6

Характеристики камнедробильно-сортировочных установок

Источники выброса

Объем загрязненного воздуха, м3

Концентрация пыли до очистки, г/м3 (С)

1. Дробление

Дробилка щековая (900´1200´130); (1200´1500´150):

   

изверженные породы

3,89

13

карбонатные породы

3,89

12

Дробилка конусная (КОД 1200; КОД 1750):

   

изверженные породы

2,36

25

карбонатные породы

2,36

20

Дробилка роторная:

   

изверженные породы

5

18

карбонатные породы

8

34

2. Грохочение

Грохот ГИЛ-52

   

изверженные породы

0,97

10

карбонатные породы

0,97

11

3. Транспортировка

Конвейер

   

изверженные породы

0,97

5,5

карбонатные породы

0,97

7.0

 

3.7. Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ в цехах по приготовлению укрепленных грунтов.

Укрепленные грунты в цехах, расположенных на территории АБЗ, готовят на установках стационарного или полустационарного типа (чаще всего типа ДС-50). Смеси готовят с использованием минеральных (цемент, известь, зола-уноса), органических (битум, гудрон, деготь) или комплексных вяжущих (минеральных и органических).

При работе установок в атмосферу выбрасывается пыль (в местах загрузки и дозирования минеральных материалов), а также углеводороды (при использовании органических или комплексных вяжущих) в зоне подготовки органических вяжущих. Чаще всего на указанных установках разогрев органических вяжущих осуществляют с помощью электроэнергии (электротены).

Для расчета выбросов пыли используют формулы, приведенные в пункте 3.1, а углеводородов в соответствии с пунктом 3.4 настоящей методики. При использовании мазута для разогрева органических вяжущих необходимо учитывать также выбросы мазутной золы (в пересчете на ванадий), оксидов серы, углерода и азота, а также твердые частицы. Расчет необходимо проводить в соответствии с пунктом 3.3 настоящей методики.

3.8. Расчет выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

На территории АБЗ к передвижным источникам относятся автомобили, дорожная техника осуществляющие внутризаводские технологические перевозки и операции в соответствии с Методикой расчета выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных предприятий, рекомендованной к применению уполномоченным органом.

Валовый выброс i-го вещества автомобилями рассчитывается раздельно для каждого периода года по формуле:

                                          (3.21)

где:  - коэффициент выпуска (выезда). В данном случае коэффициент выпуска автомобилей на линию и время разъезда принимается равным 1;

NK - количество автомобилей k-й группы на территории или в помещении стоянки за расчетный период;

Dp - количество дней работы в расчетном периоде (холодном, теплом, переходном);

j - период года (Т - теплый, П - переходный, Х - холодный).

Для определения общего валового выброса Мi валовые выбросы одноименных веществ по периодам года суммируются:

                                        (3.22)

Максимальный разовый выброс i-го вещества Miсек рассчитывается для каждого периода по формуле:

,                                   (3.23)

где: L1 - средний пробег автомобилей по территории при выезде определяется по формуле:

,                                                                                (3.24)

где L, L - пробег автомобиля от ближайшего к выезду и наиболее удаленного от выезда места стоянки до выезда со стоянки, км;

mпрik – удельный вес загрязняющих веществ при прогреве двигателя автомобиля, г/мин [11];

mLik – пробеговый удельный вес загрязняющих веществ, г/км;

mххik – удельный вес загрязняющих веществ на холостом ходу, г/мин;

При проведении экологического контроля удельные выбросы загрязняющих веществ автомобилями снижаются, поэтому  и  должны пересчитываться по формулам:

,                                                                          (3.25)

,                                                                          (3.26)

где: кi - коэффициент, учитывающий снижение выброса i-го загрязняющего вещества при проведении экологического контроля (таблица 3.7);

tпр – время прогрева двигателя автомобиля зависит от температуры воздуха (таблица 3.8);

tхх – время холостого хода;

 - количество автомобилей k-й группы, выезжающих со стоянки за 1 час, характеризующийся максимальной интенсивностью выезда автомобилей.

Под критерием часа, характеризующегося максимальной интенсивностью выезда автомобилей, следует понимать час максимальной интенсивности выезда автомобилей в разрезе каждого загрязняющего вещества.

Таблица  3.7

Значения коэффициентов снижения удельных выбросов

Тип

Значения ki

двигателя

СО

СН

NOX

С

SO2

Рb

Б

0,80

0,90

1,00

-

0,95

0,95

Д

0,90

0,90

1,00

0,80

0,95

-

Таблица  3.8

Время прогрева двигателя tnp в зависимости от температуры воздуха (открытые и закрытые не отапливаемые стоянки)

Категория автомобиля

Время прогрева tnp , мин.

выше 5°С

ниже 5°С

до-5°С

ниже

-5°С

до -10°С

ниже

-10°С

до -15°С

ниже

-15°С

до -20°С

ниже

-20°С

до -25°С

ниже

-25°С

Легковой автомобиль

3

4

10

15

15

20

20

Грузовой автомо­биль и автобус

4

6

12

20

25

30

30

Из полученных значений Miсек выбирается максимальное.

Если при АБЗ имеется карьер, то валовый и максимально разовый выброс от автомобилей определяется по формулам  (3.27 – 3.33) [12].

Валовый выброс загрязняющих веществ (СО, NOx, CH и C) рассчитывается по формуле:

                                                          (3.27)

где: m – число марок автомобилей;

Tj – суммарное количество часов работы автомобилей j-марки в год, ч;

k – коэффициент, зависящий от возраста и технического состояния парка транспортных средств. Для автосамосвалов со сроком эксплуатации до 2 лет k=1, при эксплуатации более 2 лет k=1.2;

q1ij – удельный усредненный выброс i-го загрязняющего вещества автомобилей j-марки с учетом различных режимов работы двигателя, кг/ч, берется из таблицы 3.9 или рассчитывается по формуле:

                                                                    (3.28)

где: n – число режимов работы двигателя автомобиля j-той марки;

qijk - удельный выброс i-го загрязняющего вещества при k-том режиме работы двигателя автомобиля, кг/ч  (согласно таблице 3.9);

tk – доля времени работы двигателя на k-том режиме, доли ед. (таблица 3.10).

Суммарные выбросы оксидов азота разделяются диоксид и азота согласно приведенным ниже формулам.

                                                                             (3.29)

                                                                (3.30)

где: MNOx (в пересчете на NO2)=(MNO2+1,53MNO);

aN – коэффициент трансформации оксидов азота в атмосфере.

Коэффициенты трансформации в общем случае принимаются на уровне максимальной установленной трансформации, т.е. 0.8 - для NO2 и 0.13 - для NO от NOx.

Валовое количество диоксида серы (SO2), выбрасываемое в атмосферу на рассматриваемом участке при работе двигателей автомобилей, рассчитывается по формуле:

, т/год                                                      (3.31)

где: Вгод – годовой расход топлива всей техникой, работающей на данном участке, т/год;

SР – среднее содержание серы в топливе (таблица 3,4), %.

Таблица 3.9

Удельные выбросы загрязняющих веществ дизельными  двигателями автомобилей

Марка автомобиля и двигателя, грузоподъемность

Загрязняющие
вещества

Удельные выбросы ЗВ дизельными двигателями автомобилей, qijk, кг/ч

Удельные усредненные выбросы ЗВ с учетом работы двигателей при различных режимах,

Q1ij, кг

холостой ход

50% мощности

максимальная мощность

БелАЗ-7540 (ЯМЗ-240 ПМ2), 30 т

Оксид углерода, СО

0.160

0.219

0.519

0.339

Оксиды азота, NОх

0.115

0.963

1.767

1.018

Углеводороды, СН

0.044

0.087

0.161

0.106

Сажа, С

0.005

0.024

0.052

0.030

БелАЗ-7548

(ЯМЗ-8401.10-

02), 42 т

Оксид углерода, СО

0.190

0.261

0.617

0.403

Оксиды азота, NОх

0.130

1.148

2.105

1.211

Углеводороды, СН

0.052

0.104

0.192

0.126

Сажа, С

0.009

0.034

0.052

0.033

БелАЗ-7549

(6ДМ-21А),
80 г

Оксид углерода, СО

0.371

0.488

0.895

0.636

Оксиды азота, NОх

0.254

2.148

3.398

2.012

Углеводороды, СН

0.098

0.195

0.358

0.235

Сажа, С

0.017

0.053

0.116

0.069

БелАЗ-7512

(8ДМ-21А),
120 т

Оксид углерода, СО

0.494

1.081

1.108

0.868

Оксиды азота, NОх

0.363

2.660

4.876

2.828

Углеводороды, СН

0.121

0.242

0.443

0.291

Сажа, С

0.023

0.079

0.144

0.088

БелАЗ-75215

(124Н1А 26/26),
180 т

Оксид углерода, СО

0.874

1.413

1.961

1.466

Оксиды азота, NОх

0.642

4.706

8.605

4.993

Углеводороды, СН

0.214

0.427

0.804

0.524

Сажа, С

0.069

0.139

0.255

0.167

Таблица  3.10

Распределение времени работы двигателей автомоби­лей при различных режимах, %

Вид транспорта

Холостой ход

50% мощности

Максимальная
мощность

Автомобили

37-40

13-15

45-50

Дизель-троллейвоз

70-80

7-10

15-20

Максимальный разовый выброс загрязняющих веществ (СО, NOx, CH и C) рассчитывается по формуле:

, г/сек                                                                 (3.32)

где Nj – наибольшее количество одновременно работающих автомобилей j-марки в течение часа.

Максимальный разовый выброс диоксида серы (SO2), при работе двигателей автомобилей, рассчитывается по формуле:

, г/сек                                                         (3.33)

где Вчас – часовой расход топлива всей техникой, одновременно работающей на данном участке, кг/час;

3.9. Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ в карьерах.

При разработке карьеров необходимо учитывать выбросы загрязняющих веществ при выемочно-погрузочных и буровых, работах.

Выбросы при выемочно-погрузочных работах. Максимально разовое количество пыли, выделяемое в атмосферу при погрузке экскаватором в автосамосвалы, рассчитывают по формуле:

, г/сек                                                   (3.34)

где: Р1 - содержание пылеватых и глинистых частиц в породе, в долях единицы. P1 = 0,05;

Р2 - коэффициент, учитывающий скорость ветра в зоне работы экскаватора (таблица 3.11 или поданным метеослужбы);

Р3 [2] - коэффициент, учитывающий влажность материала (таблица 3.2 настоящей методики);

Р4 - коэффициент, учитывающий местные условия (таблица 3.3 настоящей методики);

g – количество перерабатываемой экскаватором породы, т/час.

Таблица  3.11

Зависимость Р2 от скорости ветра

Скорость ветра, м/с

Pz

до 2

1,2

до 5

1,2

до 10

1,5

До 20

2,0

свыше 20

2,5

Валовый выброс пыли рассчитывают по формуле:

, т/год                                                             (3.35)

где  t4 - время работы экскаватора в год, час.

Выбросы при буровых работах. Максимально разовый выброс пыли при бурении скважин и шурфов рассчитывают по формуле:

, г/сек                                                                          (3.36)

где: N - количество одновременно работающих буровых станков;

g - количество пыли, выделяемое при бурении одним станком, г/ч;

h - эффективность системы пылеочистки (таблица 3.12), в долях единицы.

Таблица  3.12

Показатели эффективности пылеочистки в зависимости от способа бурения

Способ бурения

Система пылеочистки

h

Шарошечное

Циклоны

0,75

Мокрый пылеуловитель

0,85

Рукавный фильтр

0,95

Валовый выброс пыли рассчитывают по формуле:

, т/год                                                        (3. 37)

где: G6сек- разовый выброс пыли при бурении, г/сек;

t5 - время бурения в день, час;

n1 - количество дней бурения в год.

4. Расчет выбросов загрязняющих веществ от дорожно-строительной техники

На территории базы дорожно-строительной техники к передвижным источникам относятся:

- легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные автомобили (автобетономешалки, цементовозы, битумовозы, поливомоечные, уборочные, снегоочистительные и т. п.),

- дорожно-строительные машины (ДМ) (тракторы, автогрейдеры, экскаваторы, асфальто-укладчики, катки, корчеватели, бульдозеры, фрезы и т.п.).

При работе двигателей автотранспорта и дорожно-строительной техники на открытых стоянках (запуск и разогрев двигателя, работа на холостом ходу, маневрирование по территории стоянки), а также при рабочем рейсировании автотранспорта по производственной территории и его остановках для погрузки и разгрузки, высота неорганизованного выброса принимается равной 5 м, а тип источника принимается как площадные без перегрева газовоздушной смеси (в программном комплексе ЭРА, тип П1).

Расчет валовых и максимально разовых выбросов от всех групп автомобилей проводится в соответствии с Методикой расчета выбросов загрязняющих веществот автотранспортных предприятий, рекомендованной к применению уполномоченным органом.

Расчет выбросов от дорожно-строительных машин (ДМ) проводится по основным загрязняющим веществам, содержащимся в отработавших газах дизельных и пусковых бензиновых двигателей: углерода оксид (СО), углеводороды (СН), азота оксид (в пересчете на NO2), твердые частицы (сажа - С), ангидрид сернистый (серы диоксид –SO2), свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец)).

Все рассматриваемые в данном разделе ДМ условно разбиты на категории в зависимости от номинальной мощности установленного дизельного двигателя. Запуск дизельных двигателей, установленных на ДМ (кроме 1-й категории), часто производится с помощью пусковых 2-х тактных бензиновых двигателей или пусковых установок с 4-х тактными бензиновыми двигателями. На их долю приходится значительная часть суммарных вредных выбросов за период запуска, прогрева и выезда машин с территории предприятия.

Максимальный разовый и валовый выброс загрязняющих веществ при выбранной расчетной схеме 1 определяются только для территории или помещения стоянки, а при схеме 2 - определяются для каждой стоянки автомобилей и для каждого внутреннего проезда.

Расчет выброса загрязняющих веществ при движении и работе по территории предприятия изложен в расчетной схеме 4.

4.1. Расчеты выбросов по расчетной схеме 1.

Выброс загрязняющих веществ при выезде с территории предприятия (М1) и возврате (М2) одной дорожной машины в день рассчитывается по формулам:

, г,                                  (4.1)

, г,                                                                  (4.2)

где:  Mpu - удельный выброс вещества пусковым двигателем, г/мин. (таблица 4.1);

Tpu - время работы пускового двигателя, мин. (таблица 4.3);

Mpr - удельный выброс вещества при прогреве двигателя автомобиля, г/мин. (таблица 4.5);

Tpr - время прогрева двигателя, мин. (таблица 4.4);

Mxx - удельный выброс вещества при работе двигателя на холостом ходу, г/мин. (таблица 4.2);

Tx - время работы двигателя на холостом ходу, мин. Tx=1 мин;

ML  - удельный выброс при движении по территории стоянки с условно постоянной скоростью, г/мин. (таблица 4.6);

Tv1, Tv2 - время движения машины по территории стоянки при выезде и возврате, мин.

Валовый выброс вещества автомобилями данной группы рассчитывается раздельно для каждого периода по формуле:

, т/период,                                       (4.3)

где:  A  - коэффициент выпуска (выезда);

Nk - количество автомобилей данной группы за расчетный период, штук;

Dn - количество рабочих дней в расчетном периоде (холодном, теплом, переходном).

Для определения общего валового выброса M1год валовые выбросы одноименных веществ по периодам года суммируются:

, т/год.                                                            (4.4)

Максимальный разовый выброс вещества рассчитывается для каждого периода по формуле:

, г/c,                                                     (4.5)

где: max(M1,M2)  - максимум из выбросов вещества при выезде и въезде автомобиля данной группы, г;

Nk1 - наибольшее количество автомобилей данной группы, выезжающих со стоянки (въезжающих на стоянку) в течение 1 часа.

Из полученных значений М1сек для разных групп автомобилей и расчетных периодов выбирается максимальное.

Если в течение часа выезжают (въезжают) автомобили разных групп, то их разовые выбросы суммируются.

Величина Tpr практически одинакова для различных категорий машин, но существенно изменяется в зависимости от температуры воздуха (таблица 4.4).

Так как по мере прогрева двигателя выбросы СО, СН и С уменьшаются, величина Mpr представляет собой оценку среднего удельного выброса за время прогрева Tpr.

Приведенные в таблицах 4.1, 4.2, 4.5, 4.6 данные получены на основе статистической обработки результатов фактических измерений выбросов двигателей внутреннего сгорания, и отражают категорию двигателя по мощности, а также учитывают температурные условия, характеризующие различные времена года.

Периоды года (холодный, теплый, переходный) условно определяются по величине среднемесячной температуры. Месяцы, в которых среднемесячная температура ниже -5°С, относятся к холодному периоду, месяцы со среднемесячной температурой выше +5°С - к теплому периоду и с температурой от -5°С до +5°С - к переходному. Для предприятий, находящихся в разных климатических зонах, продолжительность условных периодов будет разной. Влияние периода года учитывается только для выезжающей техники, хранящейся при температуре окружающей среды.

Количество рабочих дней в расчетном периоде (Dn) зависит от режима работы предприятий и длительности периодов со средней температурой ниже -5°С, от -5°С до 5°С, выше 5°С. Длительность расчетных периодов для каждого региона и среднемесячная температура принимается по Справочнику по климату или по данным РГП "Казгидромет".

Расчет выбросов для ДМ, хранящихся на закрытых отапливаемых стоянках, производится по показателям, характеризующим теплый период года, для всего расчетного периода.

Время пуска дизельного двигателя с помощью пусковых двигателей и установок Tpu также зависит or температуры окружающей среды и принимается по таблице 4.3.

Время, затрачиваемое ДМ при движении по территории предприятия Tv1, Tv2, определяется путем деления пути, проходимого машиной от центра площадки, выделенной для стоянки данной группы машин, до выездных ворот (при выезде) и от въездных ворот до центра стоянки (при возврате) на среднюю скорость движения по территории предприятия. Средние скорости при въезде и выезде приведены в таблице 4.7.

Общие валовые и максимально разовые выбросы от передвижных источников определяются суммированием выбросов одноименных загрязняющих веществ от всех групп дорожно-строительных машин.

Таблица  4.1

Удельные выбросы загрязняющих веществ пусковыми двигателями и установками при пуске дизельных двигателей на ДМ (Mpu)

Категория

машин

Номинальная мощность дизельного двигателя, кВт

Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин

СО

СН

NO2

SO2

1*

до 20

-

-

-

-

2

21-35

18,3

4,7

0,7

0,023

3

36-60

23,3

5,8

1,2

0,029

4

61-100

25,0

2,1

1,7

0,042

5

101-160

35,0

2,9

3,4

0,058

6

161-260

57,0

4,7

4,5

0,095

7

свыше 260

90,0

7,5

7,0

0,15

* - I категория машин осуществляет пуск дизельного двигателя электростартером, который не дает никаких выбросов

Таблица  4.2

Удельные выбросы загрязняющих веществ при работе дизельного двигателя на холостом ходу (Mxx)

Категория

двигателя

Номинальная мощность

Двигателя, кВт

Удельный выброс загрязняющих веществ, г/мин

СО

СН

NO2

C

SO2

1

до 20

0,45

0,06

0,09

0,01

0,018

2

21-35

0,84

0,11

0,17

0,02

0,034

3

36-60

1,44

0,18

0,29

0,04

0,058

4

61-100

2,4

0,3

0,48

0,06

0,097

5

101-160

3,91

0,49

0,78

0,1

0,16

6

161-260

6,31

0,79

1,27

0,17

0,25

7

свыше 260

9,92

1,24

1,99

0,26

0,39

Таблица  4.3

Средняя продолжительность пуска дизельного двигателя с помощью пусковых двигателей и установок (Tpu)

Период года

Теплый

Переходный

Холодный

Продолжительность пуска, мин.

1

2

4

Таблица  4.4

Среднее время работы двигателя при прогреве двигателя (Tpr)

Температура воздуха, °С

³ +5°С

<+5°С -

³ -5°С

< -5°С -

³ -10°С

< -10°С -

³ -15°С

< -15°С -

³ -20°С

< -20°С -

³ -25°С

<-25°С

Время прогрева, мин

2

6

12

20

28

36

45


Таблица  4.5

Удельные выбросы загрязняющих веществ ДМ в процессе прогрева (Mpr)

Категория

машин

Номинальная

мощность

дизельного

двигателя, кВт

Удельный выброс загрязняющих веществ, г/мин

СО

СН

NOх

С

SO2

Периоды года

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

1

до 20

0,5

1,0

0,06

0,16

0,09

0,14

0,01

0,06

0,018

0,022

5

21-35

0,8

1,6

0,11

0,29

0,17

0,26

0,02

0,12

0,034

0,042

3

36-60

1,4

2,8

0,18

0,47

0,29

0,44

0,04

0,24

0,058

0,072

4

61-100

2,4

4,8

0,3

0,78

0,48

0,72

0,06

0,36

0,097

0,12

5

101-160

3,9

7,8

0,49

1,27

0,78

1,17

0,1

0,6

0,16

0,2

6

161-260

6,3

12,6

0,79

2,05

1,27

1,91

0,17

1,02

0,25

0,31

7

свыше 260

9,9

18,8

1,24

3,22

2,0

3,0

0,26

1,56

0,26

0,32

                         

П р и м е ч а н и е - В переходный период значения выбросов CO, CH, C и SO2 должны умножаться на коэффициент 0.9 от значений для холодного периода. Выбросы NOх равны выбросам в холодный период.

Таблица  4.6

Удельные выбросы загрязняющих веществ ДМ в процессе движения по территории предприятия (ML)

Категория

машин

Номинальная

мощность

дизельного

двигателя, кВт

Удельный выброс загрязняющих веществ, г/мин

СО

СН

NОх

SO2

Периоды года

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

1

до 20

0,24

0,29

0,08

0,1

0,47

0,47

0,05

0,07

0,036

0,044

2

21-35

0,45

0,55

0,15

0,18

0,87

0,87

0,1

0,15

0,068

0,084

3

36-60

0,77

0,94

0,26

0,31

1,49

1,49

0,17

0,25

0,12

0,15

4

61-100

1,29

1,57

0,43

0,51

2,47

2,47

0,27

0,41

0,19

0,23

5

101-160

2,09

2,55

0,71

0,85

4,01

4,01

0,45

0,67

0,31

0,38

6

161-260

3,37

4,11

1,14

1,37

6,47

6,47

0,72

1,08

0,51

0,63

7

свыше 260

5,3

6,47

1,79

2,15

10,16

10,16

1,13

1,70

0,8

0,98

П р и м е ч а н и е - В переходный период значения выбросов CO, CH, C и SO2 должны умножаться на коэффициент 0.9 от значений для холодного периода. Выбросы NOх равны выбросам в холодный период.


Таблица 4.7

Средние скорости движения техники по территории предприятия

Тип машин

Средняя скорость
движения, км/ч

Колесные тракторы класса до 5 тс

10

Гусеничные тракторы и тяжелая колесная техника (скреперы и т. п.)

5

 

4.2. Расчеты выбросов по схеме 4.

Максимальный разовый выброс рассчитывается за 30-ти минутный интервал, в течение которого двигатель работает наиболее напряжённо. Этот интервал состоит из следующих периодов:

-  движение техники без нагрузки (откат бульдозера назад, перемещение к очередной нагрузке и т.п.), характеризуется временем Tv1;

-  движение техники с нагрузкой (экскаватор перемещает материал в ковше; бульдозер, погрузчик перемещают груз и т.п.), характеризуется временем Tv1n;

-  холостой ход (двигатель работает без передвижения техники, стрелы экскаватора), характеризуется временем Txs.

Продолжительность периодов зависит от характера выполняемых работ, вида техники и уточняется по данным предприятий или по справочным данным. Для средних условий могут быть приняты следующие значения: Tv1=40%; Tv1n=40%; Txs=20%.

Максимальный разовый выброс рассчитывается для каждого расчётного периода года (в границах рассматриваемого периода работы техники на площадке) с учётом одновременности работы единиц и видов техники в каждом периоде. Для оценки загрязнения атмосферного воздуха выбросами от двигателей техники, работающей на строительной площадке, выбирается максимальное значение разового выброса для каждого вредного вещества.

Некоторые дорожно-строительные машины (например, отдельные виды экскаваторов) имеют базовое шасси со своим двигателем для передвижения и отдельно двигатель рабочей установки. В этом случае выбросы загрязняющих веществ рассчитываются раздельно для двигателя базовой платформы (при маневрировании) и двигателя рабочей установки (при выполнении работ).

Выброс загрязняющих веществ одной дорожной машиной данной группы в день при движении и работе на территории предприятия рассчитывается по формуле:

, г,                                            (4.6)

где: ML   - удельный выброс при движении по территории предприятия с условно постоянной скоростью, г/мин;

Tv1 -  суммарное время движения машины без нагрузки в день, мин.;

Tv1n - суммарное время движения машины под нагрузкой в день, мин.;

Mxx - удельный выброс вещества при работе двигателя на холостом ходу, г/мин.;

Txs -  суммарное время работы двигателя на холостом ходу в день, мин.

Максимальный разовый выброс от 1 машины данной группы рассчитывается по формуле:

, г/30 мин,                             (4.7)

где: Tv2 - максимальное время движения машины без нагрузки в течение 30 мин.;

Tv2n, Txm - максимальное время  работы под нагрузкой и на холостом ходу  в течение 30 мин.

    Валовый выброс вещества автомобилями (дорожными машинами) данной группы рассчитывается раздельно для каждого периода по формуле:

, т/год,                                                   (4.8)

где:  A  - коэффициент выпуска (выезда);

Nk - общее количество автомобилей данной группы;

Dn - количество рабочих дней в расчетном периоде (теплый, переходный, холодный).

Для определения общего валового выброса валовые выбросы одноименных веществ от разных групп автомобилей и разных расчетных периодов года суммируются.

Максимальный разовый выброс от автомобилей (дорожных машин) данной группы рассчитывается по формуле:

, г/c,                                                                  (4.9)

где  Nk1 - наибольшее количество машин данной группы, двигающихся  (работающих) в течение получаса

Из полученных значений М4сек для разных групп автомобилей и расчетных периодов выбирается максимальное.

Если одновременно двигаются (работают) автомобили разных групп,  то их разовые выбросы суммируются.

4.3. Расчеты выбросов по схеме 2.

Валовое количество выбросов по схеме 2 рассчитывается как сумма выбросов по формулам 4.4 и 4.8.

Максимальный разовый выброс по схеме 2 рассчитывается как наибольшее из двух значений определенных по формулам 4.5 и 4.9.


5. Расчет выбросов загрязняющих веществ от различных производственных участков баз дорожной техники

 

5.1. Сжигание топлива в котлоагрегатах котельной.

Котлоагрегаты котельных работают на различных видах топлива (твердом, жидком и газообразном), поэтому выбросы от них будут различными.

К учитываемым загрязняющим веществам, выделяющимся при сгорании топлива, относятся: твердые частицы, углерода оксид, азота оксиды (в пересчете на NO2), ангидрид сернистый, мазутная зола в пересчете на ванадий.

При наличии на базах дорожной техники собственной котельной, производительностью до 30 т/час, выбросы от нее (максимально разовые и валовые за год) рассчитываются в соответствии с Методикой по расчету выбросов вредных веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/час.

При расчете максимально разового выброса берется расход топлива за самый холодный месяц года.

5.2. Техническое обслуживание и текущий ремонт дорожно-строительной техники.

На участках технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) источниками выделения загрязняющих веществ являются автомобили и дорожно-строительные машины (ДМ), перемещающиеся по помещению с помощью собственного двигателя. Загрязняющие вещества удаляются из помещения вытяжной вентиляцией.

Расчет валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ при проведении ТО и ТР всех групп автомобилей проводится в соответствии с Методикой расчета выбросов загрязняющих веществ
от автотранспортных предприятий, рекомендованной к применению уполномоченным органом.

Выброс загрязняющих веществ дорожно-строительными машинами (ДМ) данной группы в год для помещения зоны ТО и ТР рассчитывается по формуле:

, т/год,                   (5.1)

где: Mpu - выброс ЗВ при работе пускового двигателя, г/мин;

Tpu - время работы пускового двигателя (таблица 4.3), мин;

ML  - пробеговый выброс ЗВ, г/мин;

Tdv - среднее время движения ДМ по зоне ТО и ТР, мин

Tdv = Sn /3´60,

где:  Sn - расстояние от въездных ворот помещения ТО и ТР до выездных ворот, км;

3 - средняя скорость движения, км/ч;

60 - кол-во минут в часе;

Mpr - удельный выброс ЗВ при прогреве, г/мин;

Tpr - время прогрева, Tpr = 0.5 мин;

Nk  - количество ТО и ТР, проведенных в течение года для автомобилей данной группы.

Значения Mpu, ML и Mpr принимаются по таблицам 4.1, 4.5 и 4.6 для теплого периода года.

Максимальный разовый выброс ЗВ рассчитывается по формуле:

, г/сек,      (5.2)

где Ntk - наибольшее количество ДМ, одновременно находящихся в зоне ТО и ТР в течение часа.

Значения Mpu, ML и Mprпринимаются для ДМ с двигателями наибольшей номинальной мощности из имеющихся на предприятии.

5.3. Мойка деталей, узлов и агрегатов.

Прежде чем приступать к ремонту агрегатов, узлов и деталей автомобилей, их необходимо очистить от загрязнений и коррозии.

Широкое распространение в процессах очистки получили синтетические моющие средства (CMC), основу которых составляют поверхностно активные вещества (ПАВ) и щелочные соли ("Лабомид 101, 203", Темп-100д и др.). При использовании CMC в качестве моющего раствора выделяется аэрозоль кальцинированной соды.

Удельные выделения загрязняющих веществ при мойке узлов, деталей и агрегатов приведены в таблице 5.1.

Валовый выброс загрязняющего вещества при мойке определяется по формуле:

, т/год,                                                 (5.3)

где: qi - удельный выброс загрязняющего вещества, г/с м2 (таблица 5.1);

S - площадь зеркала моечной ванны, м2;

t - время мойки в день, час;

n - число дней работы моечной ванны в год.

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

, г/сек.                                                                            (5.4)

5.4. Испытание и ремонт топливной аппаратуры.

На участке ремонта и испытания топливной аппаратуры автомобилей проводится ряд работ, при проведении которых выделяются загрязняющие вещества. Удельные выделения загрязняющих веществ в процессах мойки, испытания и регулировки топливной аппаратуры приведены в таблицах 5.2 и 5.3.

Таблица 5.1

Удельные выделения загрязняющих веществ при мойке деталей, узлов и агрегатов

Вид выполняемых работ

Наименование применяемого

вещества

Выделяемое загрязняющее вещество (на единицу площади зеркала ванны)

наименование

удельное количество (qi), г/с м2

Мойка и расконсервация деталей

Керосин

Керосин

0,433

Мойка деталей в растворах CMC, содержащих кальцинированную соду 40-50%

Лабомид

101

202

203

"Темп- 100Д" – и др.

Натрия карбонат (кальцинированная сода)

0,0016


Таблица  5.2

Удельные выделения загрязняющих веществ при мойке деталей топливной аппаратуры

Вид выполняемых работ

Применяемое вещество

Выделяющееся загрязняющее вещество

наименование

концентрация, г/л

температура, °С

наименование

удельное количество

г/с м2

Мойка деталей топливной аппаратуры

керосин

100%

20

Керосин

0,433

Валовый и максимально разовый выбросы загрязняющих веществ при мойке определяются по формулам 5.3 и 5.4.

Таблица 5.3

Удельные выделения загрязняющих веществ в процессах испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры (на единицу массы дизельного топлива, расходуемого на компенсацию потерь при испытаниях)

Вид выполняемых

работ

Применяемые вещества и

материалы

Выделяемое загрязняющее вещество

наименование

удельное кол-во, г/кг (qi)

Испытание дизельной топливной аппаратуры

дизельное топливо

углеводороды

317

Проверка форсунок

дизельное топливо

углеводороды

788

Валовый выброс загрязняющего вещества при испытаниях дизельной аппаратуры определяется по формуле:

, т/год,                                                                     (5.5)

где: В  - расход дизельного топлива за год на проведение испытаний, кг;

qi - удельный выброс загрязняющего вещества, г/кг (таблице 5.3).

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

, г/сек,                                                                            (5.6)

где:  t   - «чистое время» испытания и проверки в день, час.;

В' - расход дизельного топлива за день, кг.

5.5. Обкатка и испытание двигателей после ремонта.

Участок по обкатке и испытанию дизельных двигателей оборудуется специальными стендами, на которые устанавливается двигатель для проведения этих работ. При горячей обкатке во время работы выделяются загрязняющие вещества: СО, СН, С, NO2, SO2.

Обкатка двигателей проводится как без нагрузки (холостой ход), так и с нагрузкой.

На режиме холостого хода выброс загрязняющих веществ определяется в зависимости от рабочего объема испытываемого двигателя. При обкатке под нагрузкой выброс загрязняющих веществ зависит от средней мощности обкатки.

Валовый выброс i-го загрязняющего вещества Mi определяется по формуле:

, т/год,                                                                        (5.7)

где: Miхх - валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке на холостом ходу, кг/год

Miн  - валовые выбросы i-го загрязняющего вещества при обкатке на нагрузочном режиме, кг/год.

Валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке на холостом ходу определяется по формуле:

, т/год,                                                 (5.8)

где: Pixxn выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке двигателя n-ой модели на холостом ходу, г/с;

txxn - время обкатки двигателя n-ой модели на холостом ходу, мин;

nn - количество обкатанных двигателей n-ой модели в год.

, г/сек,                                                                           (5.9)

где: qixxД - удельный выброс i-го загрязняющего вещества дизельным двигателем n-ой модели на единицу рабочего объема, г/л·с,

 Vn - рабочий объем двигателя n-ой модели, л.

Валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке двигателя на нагрузочном режиме определяется по формуле:

, т/год,                                                  (5.10)

где: Piнn - выброс i-го загрязняющего вещества двигателем n-ой модели при обкатке под нагрузкой, г/с

tнn - время обкатки двигателя n-ой модели под нагрузкой, мин;

nn - количество обкатанных двигателей n-ой модели в год.

, г/сек,                                                                         (5.11)

где: qiнД  - удельный выброс i-го загрязняющего вещества дизельным двигателем n-ой модели на единицу мощности, г/л.с· с,

Ncpn- средняя мощность, развиваемая при обкатке под нагрузкой двигателем n-ой модели, л.с.

Значения qiххД и qiнД приведены в таблице 5.4,tххп, tнп, Vn, Ncpn - в таблице 5.5.

Максимально разовый выброс загрязняющих веществ определяется только на нагрузочном режиме, т.к. при этом происходит наибольшее выделение загрязняющих веществ. Расчет производится по формуле:

, г/сек,                                                             (5.12)

где: qiнД - удельные выбросы i-го загрязняющих веществ дизельным двигателем, г/л.с·с,

NсрД - средняя мощность, развиваемая при обкатке наиболее мощного дизельного двигателя, испытываемого на данном стенде, л.с.,

АД - количество одновременно работающих испытательных стендов.


Таблица 5.4

Удельные выделения загрязняющих веществ при обкатке двигателей после ремонта на стендах

Тип

двигателя

Вид

обкатки

Обозна-

чение

Единицы

измерения

Удельные выделения загрязняющих веществ

СО

NOх

СН

SO2

сажа (С)

Дизельные

на холостом ходу

qiххД

г/л с

4,5 10-3

1,5 10-3

7,0 10-4

1,5 10-4

1,0 10-4

под нагрузкой

qiнД

г/л.с с

1,6 10-3

3,5 10-3

5,0 10-4

1,7 10-4

2,3 10-4

Если на предприятии также проводится обкатка бензиновых двигателей, то расчет валовых и максимально разовых выбросов проводится в соответствии с Методикой расчета выбросов загрязняющих веществ
от автотранспортных предприятий, рекомендованной к применению уполномоченным органом.

В этом случае расчет выбросов загрязняющих веществ ведется отдельно для бензиновых и дизельных двигателей. Одноименные загрязняющие вещества суммируются.

Если на предприятии имеется только один стенд, на котором обкатывают дизельные и бензиновые двигатели, то в качестве максимально разовых выбросов Мiсек принимаются значения для двигателей, имеющих наибольшие выбросы по i-му компоненту.

Если на предприятии проводится только холодная обкатка, то расчет выбросов загрязняющих веществ не проводится.


Таблица 5.5

Справочная таблица рабочих объемов дизельных двигателей, условной средней мощности обкатки и времени обкатки

Модель двигателя

Рабочий объем, л (Vn)

Средняя

мощность обкатки, л.с. (Ncpn)

Время обкатки, мин.

на холостом ходу (tххn)

под нагрузкой (tнn)

ЯМЗ-236М, 236М2

11,24

89,00

20

45

ЯМЗ-238М, 238М2

14,90

119,00

20

50

ЯМЗ-238М, 238М2

14,90

148,00

20

50

ЯМЗ-238Ф, 238Б, 238Д

14,90

145,00

20

80

ЯМЗ-238П, 238Л

17,32

181,54

10

130

ЯМЗ-240П, 240M

22,27

188,46

10

130

КамАЗ-740, 7401

11,80

80,25

10

40

КамАЗ-7403.10

10.85

87.1

10

40

КамАЗ-7483

3,90

87,1

10

40

Д2156

10,4

84,10

90

90

Д 2356

10,6

96,67

90

90

Т2-928-1

12,67

11,50

5

40

Д-16

1,7

3,25

30

50

Д-20

1,7

3,25

30

110

Д-37М

4,15

22,5

30

60

Д-37Е

4,15

29,2

30

75

Д-50

4,75

24,64

30

75

Д-50Л

4,75

24,64

30

75

Д-48

4,5

32,80

20

40

Д-65

4,5

46,0

20

40

СМД-14

6,3

43,2

30

80

СМД-14К

6,3

43,2

30

80

СМД-60

6,1

96,66

-

90

СМД-62

6,1

96,66

-

90

СМД-65

6,1

96,66

-

90

А-01

11,14

44,0

10

55

А-01М

11,14

75

10

60

АМ-41

7,45

45

30

80

АМ-01

11,15

51,04

30

80

АМ-03

11,15

48

30

70

КДМ-100

13,54

71,25

30

80

КДМ-46

20,28

71,25

30

80

Д-108

13,54

58,75

30

80


Приложение 1 к Методике расчета

выбросов загрязняющих веществ от
предприятий дорожно-строительной

  отрасли,  в том числе АБЗ

Пример расчета выбросов от битумного отделения

П1.1. Особенности вычисления максимальных (г/сек) и валовых (т/год) выбросов при сливе гудрона (битума) и его хранении.

Вначале необходимо выполнить расчет давления насыщенных паров битума (гудрона, дегтя), код загрязняющего вещества 2754, ПДКм.р.=1 мг/м3 - углеводороды предельные (С1219).

а) По температуре начала кипения нефтепродукта (Ткип=280°С) в соответствии с модифицированной формулой Кистяковского определяется мольная теплота испарения (парообразования):

(П1.1)

где: Ткип - температура начала кипения нефтепродукта, град. К;

ΔН - мольная теплота испарения нефтепродукта, кДж/моль.

б) По уравнению Клаузиуса-Клапейрона рассчитывается температурная зависимость давления насыщенных паров нефтепродукта:

(П1.2)

где: Рнас - искомое при температуре Т (град. К) давление паров нефтепродукта. Па;

Ркип - 1,013´105 Па ( 760 мм. рт. ст.) - атмосферное давление;

ΔН - вычисленная по формуле (5.4.1) мольная теплота испарения;

R=8,314 Дж/(моль∙град.К) - универсальная газовая постоянная;

Ткип - температура начала кипения нефтепродукта (280+273=553 град.К).

Результаты расчета сведены в таблицу П1.1.

Таблица  П1.1

Результаты выполненных расчетов

t, ºС

90

100

110

120

130

140

150

160

170

180

Pнас, мм.рт.ст.

2.74

4.26

6.45

9.57

13.93

19.91

27.97

38.69

52.74

70.91

Приведенные в таблице П1.1 результаты могут применяться для расчетов выбросов при хранении битума (гудрона, дегтя) и приготовлении асфальтобетонных смесей (АБС) по методике «Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров», такой пример приведен ниже.

П1.2. Битумное отделение.

Исходные данные для расчета:

Тип асфальтосмесительной установки ДС-168

- Производительность 130-160 т/час.

- Время работы в течение года Т=4380 час/год.

- Плотность битума (rж), 0.95 т/м3

- Единовременная емкость резервуарного парка, 700 м3

- Максимальный объем ПВС, вытесняемой из резервуаров во время его закачки (Vчmaх) , 12 м3/час

- Минимальная температура жидкости (tжmin), 100°C

- Максимальная температура жидкости (tжmaх), 140°C

Максимальный выпуск АБС составит GАБС=160 т/ч´4380 ч/год=700800 т/год.

Для приготовления АБС расходуется 6-8 % битума, выбираем 7 % или около 50000 т/год.

Выбросы при хранении битума (гудрона, дегтя) в одном резервуаре:

Максимальные выбросы (М, г/сек)

.  (П1.3)

Годовые выбросы (G, т/год)

                                                     (П1.4)

где: m=187 - молекулярная масса битума (принята по температуре начала кипения Ткип=280°С);

Годовая оборачиваемость резервуаров , следовательно Kоб=1,50.

Рtmin, Рtmaх – по таблице П1.1 настоящей методики.

Аналогичным образом учитываются выбросы и от других резервуаров для хранения нефтепродуктов, а также от асфальтосмесительной установки (для приготовления АБС принята t=160-180°С).



1 - для котлов, сжигающих жидкое топливо

[2] - при круглогодичной работе карьера в расчёте принимать Рз = 0,01

Download