Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Назва: 
Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Download

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 13 июня 2007 г. N 8/16641

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 мая 2007 г. N 61

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО НОРМИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

На основании статей 17, 22 и 23 Закона Республики Беларусь от 15 апреля 1997 года "Об охране атмосферного воздуха" и Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. N 962 "Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь", Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Установить, что проекты нормативов предельно допустимых выбросов и (или) временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, разработанные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями до вступления в силу настоящего постановления, действуют в течение 5 лет со дня согласования этих проектов.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2007 г.

Министр Л.И.ХОРУЖИК

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения

Республики Беларусь

В.И.Жарко

24.05.2007

 УТВЕРЖДЕНО

 Постановление

 Министерства природных

 ресурсов и охраны

 окружающей среды

 Республики Беларусь

 14.05.2007 N 61

ИНСТРУКЦИЯ

ПО НОРМИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Инструкция) определяет порядок установления, согласования, пересмотра и контроля нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие понятия и их определения:

временно согласованный выброс - временный норматив (масса вещества в единицу времени), устанавливаемый для действующих стационарных источников выбросов, отдельных предприятий, регионов с учетом состояния атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития территорий для поэтапного достижения установленных нормативов предельно допустимых выбросов (далее - норматив временно допустимых выбросов);

газовоздушная смесь - газовоздушный поток, отходящий от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и содержащий загрязняющие вещества;

граница санитарно-защитной зоны - линия, ограничивающая территорию или максимальную из плановых проекций пространства, за пределами которых неблагоприятные факторы воздействия на атмосферный воздух не превышают установленные нормативы качества атмосферного воздуха;

залповый выброс - резкое краткосрочное повышение величины массового выброса от стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренное технологическим регламентом работы источника выделения загрязняющего вещества;

источник выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - источник выделения) - объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения нефтепродуктов, места хранения отходов и другое);

источники выбросов малой мощности - группа источников выбросов в пределах площади круга диаметром 20 метров с суммарным объемом газовоздушной смеси менее 10 метров кубических в секунду (далее - куб.м/с), которые следует считать как условный источник;

массовый выброс - масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени, граммов в секунду (далее - г/с), тонн в год (далее - т/год);

наилучшие доступные технические методы - технологические процессы, методы проектирования, изготовления, обслуживания, эксплуатации и вывода из эксплуатации источников выделения и источников выбросов, наиболее эффективные для достижения высокого уровня охраны окружающей среды, которые могут быть применены в соответствующей отрасли при условии экономической и технической целесообразности;

неблагоприятные метеорологические условия (далее - НМУ) - метеорологические условия, способствующие повышению концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

нестационарность выброса - изменчивость во времени качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обусловленная особенностями функционирования источника выделения загрязняющих веществ;

неорганизованный источник выброса - не оснащенный специальными техническими устройствами источник выброса в результате погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатации сооружений очистки сточных вод, открытого хранения сырья, материалов и отходов (пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шлако- и хвостохранилища и другое), неплотности технологического оборудования, газоотводов, работы вне помещений (передвижные сварочные посты, окраска и другое) или в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками;

нормативы допустимых выбросов химических и иных веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы допустимых выбросов) - нормативы, которые установлены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность, в соответствии с показателями массы химических и иных веществ для поступления в окружающую среду от стационарных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

норма выброса - предельный уровень содержания загрязняющего вещества в газах, отходящих от источника выброса в атмосферный воздух, рассчитываемый как отношение массы загрязняющего вещества в миллиграммах к объему сухих отходящих газов в кубических метрах при нормальных условиях (температуре 273 град. К, давлении 101,3 кПа) для газообразных продуктов горения топлива в пересчете на объемное содержание кислорода в отходящих газах (для твердого, жидкого и газообразного топлива 6% кислорода, для газовых турбин и дизельных двигателей 15% кислорода);

нормативы качества атмосферного воздуха - нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - ПДК) или ориентировочно безопасных уровней воздействия (далее - ОБУВ) и уровней вредных физических и иных воздействий на него, установленные в санитарных нормах и правилах;

организованный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - источник выброса) - специальное техническое устройство (труба, аэрационный фонарь, дыхательный патрубок, вентиляционная шахта, вентиляционный патрубок и другое), предназначенное для локализации поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, задания скорости и направления выхода газовоздушной смеси, отходящей от источника выделения;

ОБУВ - временные ориентировочно безопасные концентрации веществ в атмосферном воздухе, установленные расчетным путем на основании известных их токсикометрических параметров и физико-химических свойств;

ПДК - максимальные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, не оказывающие ни прямого, ни косвенного вредного воздействия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и будущих поколений;

природопользователь - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

предельное значение концентрации выброса - наибольшее значение содержания загрязняющего вещества в газах, отходящих от источника выброса в атмосферный воздух, в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температуре 273 град. К, давлении 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - температуре 273 град. К, давлении 101,3 кПа в пересчете на сухой газ и содержание кислорода, определенное для отдельных типов источников выделения в технических нормативных правовых актах и международных договорах, действующих для Республики Беларусь по вопросам охраны атмосферного воздуха;

процентиль - процент измерений, который должен соответствовать предельному выбросу для источников выбросов, оснащенных приборами непрерывного контроля;

расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - расчет рассеивания загрязняющих веществ) - определение значений концентраций загрязняющих веществ, создаваемых стационарными источниками, в приземном слое атмосферного воздуха согласно техническим нормативным правовым актам, допущенным к применению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды);

разработчик - природопользователь, проектная или научная организация, выполняющая по поручению природопользователя работы по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) - часть территории вокруг источника загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаемая с целью снижения уровней загрязнения до установленных нормативов и уменьшения отрицательного влияния на здоровье человека;

стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - любой источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) природопользователя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

технологический норматив - норматив допустимых выбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

3. Объектом нормирования в соответствии с настоящей Инструкцией является выброс каждого загрязняющего вещества в атмосферный воздух от:

каждого конкретного действующего, реконструируемого, строящегося или проектируемого стационарного источника, за исключением источников, определенных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. N 10 "Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 43, 8/12257);

совокупности стационарных источников в целом или на отдельных производственных площадках природопользователя при условии их расположения на удалении друг от друга на расстоянии большем, чем размеры зоны влияния их выбросов;

совокупности стационарных источников основного и вспомогательного производства, расположенных на производственных площадках природопользователей, сгруппированных по цехам и участкам природопользователя.

4. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится путем установления нормативов допустимых выбросов как количества загрязняющих веществ, которое не разрешается превышать при выбросе в атмосферный воздух.

Устанавливаются следующие типы нормативов допустимых выбросов и сопряженных с ними условий:

массовый выброс, выраженный в т/год и г/с;

предельное значение концентрации выброса, выраженное в миллиграммах в нормальном метре кубическом (далее - мг/н. куб.м);

процентиль, выраженный в процентах.

5. При установлении нормативов допустимых выбросов учитываются:

значения норм выбросов и предельных значений концентраций выбросов, установленные в технических нормативных правовых актах и международных договорах, действующих для Республики Беларусь по вопросам охраны атмосферного воздуха;

технологические нормативы;

нормативы качества атмосферного воздуха и иные нормативы качества окружающей среды;

требования по предотвращению и сокращению загрязнения атмосферного воздуха, определенные в действующих для Республики Беларусь международных договорах по вопросам охраны атмосферного воздуха;

качество атмосферного воздуха в районе расположения природопользователя (регионе, городе, другом населенном пункте), наличие и взаиморасположение участков промышленной и жилой застройки, зон отдыха, больниц, школ, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений, других зон, к которым предъявляются повышенные требования по качеству атмосферного воздуха, и перспективы изменений в расположении зон различного назначения;

значения фактических и расчетных приземных концентраций, создаваемых стационарными источниками с учетом климатических и физико-географических условий местности, а также преобразований загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, для которых имеются утвержденные в установленном порядке методы учета их влияния на качество атмосферного воздуха;

перспектива изменения состояния качества атмосферного воздуха в районе осуществления деятельности природопользователя, в частности, характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов природопользователя;

рекомендации и предложения по вопросам охраны атмосферного воздуха контролирующих органов, местных исполнительных и распорядительных органов, научных организаций, общественных организаций и населения.

6. Нормативы допустимых выбросов устанавливаются при условии, что выбросы загрязняющих веществ от данного источника выбросов и от совокупности источников выбросов природопользователя, природопользователей города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития производств и рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не создадут приземную концентрацию, превышающую их ПДК или ОБУВ, и обеспечат выполнение требований по нормам выбросов, установленным в технических нормативных правовых актах и (или) действующих для Республики Беларусь международных договорах по вопросам охраны атмосферного воздуха.

В случае, если для выброса загрязняющего вещества данного типа источника выделения или выбросов норматив выброса может быть установлен в виде максимального выброса на основе расчетов рассеивания загрязняющих веществ и нормы выброса или предельного значения концентрации выброса на основании технических нормативных правовых актов или действующих для Республики Беларусь международных договоров, то в качестве норматива допустимых выбросов принимается более жесткий норматив.

7. При невозможности соблюдения природопользователем норматива допустимых выбросов территориальные органы Минприроды могут установить по загрязняющему веществу и для отдельных источников выбросов норматив временно допустимых выбросов и условия поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение нормативов допустимых выбросов, предельного значения концентраций выбросов и (или) требований по предотвращению и сокращению загрязнения атмосферного воздуха, в следующих случаях:

если анализ данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выполненной в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 80 "Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 120, 8/16375), указывает на несоответствие выбросов природопользователя требованиям технических нормативных правовых актов по норме выброса или предельному значению концентрации выброса для данного типа технологического оборудования;

в результате инвентаризации определено наличие загрязняющих веществ, для которых не установлены ПДК или ОБУВ;

согласно фактическим данным или данным расчета рассеивания загрязняющих веществ вещества, поступающие в атмосферный воздух от стационарных источников природопользователя, создают или могут создать в приземном слое атмосферного воздуха на границе СЗЗ или в жилой зоне концентрации, превышающие установленные нормативы качества атмосферного воздуха и окружающей среды.

8. Нормативы допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов устанавливаются и вводятся в действие территориальными органами Минприроды в разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановления действия, аннулирования разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 36, 8/13894).

9. Запрещается строительство или реконструкция объектов, для которых не разработаны и не установлены нормативы допустимых выбросов или проектные характеристики не соответствуют экологическим требованиям, установленным для новых источников выбросов в технических нормативных правовых актах.

10. Для вновь вводимых и (или) реконструируемых источников выбросов природопользователя нормативы допустимых выбросов должны быть обеспечены к дате приемки этих объектов в эксплуатацию.

Глава 2

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ

11. Работа по определению нормативов допустимых выбросов для стационарных источников должна включать следующие этапы:

анализ данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователя, сравнение с требованиями технических нормативных правовых актов для эксплуатируемого оборудования, наилучшими доступными техническими методами для данного производства, технологическими нормативами, установленными для данного оборудования при проектировании с учетом даты ввода оборудования в эксплуатацию;

определение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчет технологических нормативов и анализ соблюдения требований по применению технологий с использованием наименее вредных веществ, минимизации использования энергии, топлива, сырья и материалов;

анализ расчета рассеивания загрязняющих веществ и оценка воздействия на качество атмосферного воздуха существующих выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников природопользователя с учетом и без учета фоновых концентраций в районе расположения природопользователя;

разработка предложений по проведению мероприятий с целью достижения нормативов допустимых выбросов и уменьшения воздействия выбросов загрязняющих веществ на качество атмосферного воздуха в районе расположения стационарных источников природопользователя;

расчет рассеивания загрязняющих веществ на период после завершения мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью достижения нормативов допустимых выбросов;

составление предложений по нормативам допустимых выбросов, временно допустимых выбросов и другим условиям осуществления выбросов от стационарных источников природопользователя, в том числе по сокращению залповых выбросов и предотвращению аварийных выбросов (при необходимости);

определение перечня загрязняющих веществ и источников выбросов, подлежащих контролю соблюдения установленных нормативов в рамках локального мониторинга окружающей среды и производственного контроля в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктами 54 и 55 настоящей Инструкции;

разработка плана-графика контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов от источников выбросов природопользователя;

разработка мероприятий по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха.

12. При определении нормативов допустимых выбросов применяются методы расчетов рассеивания загрязняющих веществ, в том числе методы сводных расчетов для территории городов, с учетом передвижных источников, утверждаемые Минприроды.

Расчеты рассеивания загрязняющих веществ проводятся на период:

разработки нормативов допустимых выбросов с целью определения зоны влияния источников выбросов данного природопользователя;

этапа снижения выбросов загрязняющих веществ в соответствии с планом мероприятий по охране атмосферного воздуха, согласованным территориальным органом Минприроды;

выполнения плана мероприятий по охране атмосферного воздуха по поэтапному сокращению выбросов загрязняющих веществ и достижению установленных нормативов допустимых выбросов.

Данные расчетов рассеивания загрязняющих веществ оформляются в виде книги в одном экземпляре и хранятся у природопользователя.

13. Поэтапное сокращение выбросов веществ, для которых устанавливается норматив временно допустимых выбросов, производится на основе плана мероприятий по охране атмосферного воздуха и поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение нормативов допустимых выбросов (далее - план мероприятий по охране атмосферного воздуха), разрабатываемого и осуществляемого природопользователем, для которого устанавливается норматив временно допустимых выбросов. При этом территориальные органы Минприроды:

определяют сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и обоснованность выбора мероприятий по сокращению выбросов в разработанном природопользователем плане-графике мероприятий по сокращению выбросов;

согласовывают план мероприятий по охране атмосферного воздуха, включающий график выполнения мероприятий по поэтапному сокращению выбросов, в случае его соответствия требованиям настоящей Инструкции.

14. Норматив допустимых выбросов и (или) норматив временно допустимых выбросов загрязняющего вещества определяются как значения максимального количества загрязняющего вещества:

для каждого источника выбросов природопользователя в г/с, определяемые при максимальной загрузке технологического оборудования с учетом усреднения на 20-минутный интервал времени работы на таком режиме (далее - максимальный выброс);

которое может поступить в атмосферный воздух от определенного источника выбросов в течение календарного года в т/год (далее - годовой выброс), определяемые как произведение средних значений выброса загрязняющего вещества в г/с, отходящего от источника выбросов, с учетом усреднения на 20-минутный интервал времени работы на каждом характерном для данного источника выделения режиме работы технологического оборудования и времени работы технологического оборудования на таком режиме в течение года;

которое может поступить в атмосферный воздух от совокупности стационарных источников, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящей Инструкции, в течение календарного года, определяемые как сумма максимальных выбросов загрязняющего вещества (г/с) и сумма годовых выбросов (т/год).

Для отдельных источников выбросов в качестве норматива допустимых выбросов и (или) норматива временно допустимых выбросов территориальными органами Минприроды устанавливается предельное значение концентрации выброса в мг/н. куб.м в случае, указанном в части второй пункта 6 настоящей Инструкции или для упрощения контроля соблюдения установленных нормативов в соответствии с пунктом 56 настоящей Инструкции, наряду с максимальным выбросом.

15. Годовой выброс определяется исходя из планируемой загрузки технологического оборудования согласно бизнес-плану развития производства, государственным программам с учетом установленных производственных мощностей и программ модернизации технологического оборудования на период действия устанавливаемых нормативов.

16. Валовой выброс определяется как сумма годовых выбросов всех загрязняющих веществ, поступающих от всех источников выбросов природопользователя, находящихся в границах одной производственной площадки.

17. В случае, если продолжительность работы источника выделения составляет менее 20 мин, максимальный выброс определяется как масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух за 20 минут, в г/с, а годовой выброс - исходя из средних значений массового выброса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух от источника выбросов в течение суток, и количества дней работы источника выделения.

18. Разработанные предложения по нормативам допустимых и (или) временно допустимых выбросов оформляются в виде проекта нормативов допустимых и (или) временно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - проект нормативов) в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции.

19. Разработка проекта нормативов, согласование, утверждение и пересмотр нормативов выбросов обеспечиваются природопользователем на основе проектной документации в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности и данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.

20. При наличии у природопользователя обособленных подразделений (филиалов), осуществляющих выбросы от стационарных источников, расположенных в другой области или городе, проекты нормативов разрабатываются для каждого из обособленных подразделений (филиалов) отдельно по месту осуществления выбросов.

При аренде стационарных источников в пределах одной производственной площадки проект нормативов разрабатывается арендодателем с участием арендаторов для всей совокупности источников. При этом в проекте нормативов указываются разработанные нормативы допустимых выбросов от всех стационарных источников, расположенных на производственной площадке, а также отдельно от стационарных источников арендодателя и каждого арендатора.

21. При изменении наименования (фирменного наименования), смене собственника имущества или изменении состава учредителей (участников) юридического лица без изменения профиля и объемов хозяйственной и иной деятельности в проект нормативов изменения не вносятся и он является действительным до окончания срока его действия.

Глава 3

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ

22. Проект нормативов должен содержать следующие разделы:

титульный лист;

общие сведения о природопользователе;

список исполнителей;

содержание, состав (если он содержит несколько книг);

перечень сокращений, условных обозначений и терминов;

введение;

перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

производственная программа;

материальные и энергетические потоки;

использование топлива;

характеристика залповых выбросов;

характеристика неорганизованных выбросов;

параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета нормативов допустимых выбросов;

обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета нормативов допустимых выбросов;

расчет рассеивания загрязняющих веществ;

нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

контроль и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха;

список литературы.

23. К проекту нормативов прилагаются:

выполненные согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 80 карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя и ситуационная карта-схема района расположения производственной площадки природопользователя;

справка о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения природопользователя, по форме согласно приложению 1;

заключение органов государственного санитарного надзора о соответствии нормативов допустимых выбросов или временно допустимых выбросов предложенных в проекте нормативов санитарным нормам и правилам в случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом части первой пункта 7 настоящей Инструкции, а также в случаях изменения размеров СЗЗ или корректировки СЗЗ по розе ветров;

план мероприятий при НМУ и план-график контроля источников выбросов в период НМУ для природопользователей, включенных в перечень природопользователей, которым доводятся предупреждения о НМУ согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. N 62 "Об утверждении Инструкции по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях".

24. Титульный лист оформляется согласно приложению 2.

25. Список исполнителей содержит: фамилию и инициалы руководителя и ответственного исполнителя, почтовый, электронный адрес и телефон руководителя и ответственного исполнителя.

26. Общие сведения о природопользователе указываются в таблице 1 по форме согласно приложению 2.

27. В разделе "Введение" приводятся:

обоснование необходимости разработки проекта нормативов;

выводы и рекомендации, полученные в итоге инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

сведения о воздействии выбросов загрязняющих веществ природопользователя на окружающую среду и здоровье населения (объекты и факторы воздействия, количество населения, проживающего в СЗЗ);

расчет категории опасности деятельности природопользователя в соответствии с главой 6 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 80.

28. Раздел "Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух" оформляется согласно таблице 2 приложения 2, перечень загрязняющих веществ приводится в алфавитном порядке.

29. В разделе "Производственная программа" приводятся:

краткое описание производственной программы, производственной мощности, объема выпуска продукции, которая изготавливается или планируется к изготовлению, или услуг, которые предоставляются потребителям согласно таблице 3 приложения 2, с указанием значений фактической и проектной производственной мощности и производительности технологического оборудования;

нормативный срок амортизации и дата проведения последней реконструкции или модернизации технологического оборудования, изменение показателей производительности оборудования вследствие реконструкции в сравнении с проектными показателями;

режим работы оборудования, баланс времени работы оборудования на период действия предлагаемых нормативов допустимых выбросов с учетом производств и технологического оборудования, на которых должны внедряться наилучшие доступные технические методы, проводиться строительство и реконструкция, с указанием сроков введения его в эксплуатацию.

30. В разделе "Материальные и энергетические потоки" в виде схемы приводится баланс материальных и энергетических потоков с учетом проектной производственной мощности и производительности технологического оборудования (количество материалов и энергии на входе и на выходе) в разрезе производственного процесса или отдельной операции с указанием качественных характеристик сырья и материалов, состав которых влияет на выбросы загрязняющих веществ.

31. В разделе "Использование топлива" приводятся данные об использовании топлива для технологических, энергетических, а также транспортных нужд на территории природопользователя по форме согласно таблице 4 приложения 2.

32. В разделе "Характеристика залповых выбросов" приводится перечень источников залповых выбросов по форме согласно таблице 5 приложения 2, указываются условия, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.

33. В разделе "Характеристика неорганизованных выбросов" приводится перечень источников неорганизованных выбросов по форме согласно таблице 6 приложения 2, указываются условия, при которых минимизируются выбросы.

34. В разделе "Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета нормативов допустимых выбросов" приводятся параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета нормативов допустимых выбросов и временно допустимых выбросов по форме согласно таблице 7 приложения 2.

Для источников выбросов, в отношении которых ведется учет нестационарности выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с главой 4 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в проекте нормативов указываются значения нормативов допустимых выбросов для каждого из характерных режимов работы источников выделения.

Для групп источников выбросов малой мощности с одинаковыми параметрами выбросов в проекте нормативов устанавливается суммарный норматив допустимых выбросов для каждого загрязняющего вещества.

Для источников выбросов, на которых возможны залповые выбросы, указывается продолжительность таких выбросов и массовый выброс в т/год.

35. В разделе "Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета нормативов допустимых выбросов" приводятся обоснование подходов, принятых для подготовки предложений по нормативам допустимых выбросов, и выводы:

о соответствии данных, полученных в результате инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, требованиям технических нормативных правовых актов;

об оценке степени соответствия применяемой технологии, технологии очистки газов, технологического и газоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и наилучшим доступным техническим методам.

36. В разделе "Расчет рассеивания загрязняющих веществ" приводятся:

определение целесообразности проведения расчета рассеивания загрязняющих веществ согласно техническим нормативным правовым актам;

результаты расчета рассеивания загрязняющих веществ по форме согласно таблице 8 приложения 2;

предложения о возможности установления нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов для отдельных загрязняющих веществ и групп загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммирования вредного воздействия на качество атмосферного воздуха (далее - группа суммации).

37. В разделе "Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" приводятся предложения по нормативам допустимых выбросов и временно допустимых выбросов на существующее положение и на срок достижения нормативов допустимых выбросов для каждого загрязняющего вещества в алфавитном порядке для каждого источника выбросов каждой производственной единицы (цех, участок) каждой производственной площадки согласно таблице 9 приложения 2.

38. В разделе "Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" приводятся:

план мероприятий по охране атмосферного воздуха по форме согласно таблице 10 приложения 2;

эколого-экономическое обоснование выбора указанных в плане мероприятий.

39. В разделе "Контроль и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха" приводятся:

план-график контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов на источниках выбросов природопользователя согласно пунктам 53 - 55 настоящей Инструкции и контроля значений приземных концентраций загрязняющих веществ на контрольных точках по форме согласно таблице 11 приложения 2;

контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ для контроля нормативов выбросов в контрольных точках согласно таблице 12 приложения 2;

перечень мероприятий по охране атмосферного воздуха в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха на объектах природопользователя по форме согласно таблице 13 приложения 2;

перечень требований по обеспечению бесперебойной работы ГОУ (обеспечение запасными деталями, фильтрующими агентами, расходными материалами).

40. Состав проекта нормативов в зависимости от категории опасности деятельности природопользователя определяется согласно приложению 3.

Глава 4

ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И ПЕРЕСМОТРА ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ

41. Проект нормативов:

оформляется в четырех экземплярах, для природопользователей г.Минска - в трех экземплярах, на бумажном носителе информации в виде одной или при необходимости нескольких книг и в виде электронной базы данных в формате, согласованном с Минприроды;

утверждается природопользователем и представляется на согласование в Минприроды и его территориальные органы в соответствии с частью второй настоящего пункта (далее - согласующий орган) на бумажном носителе и по требованию согласующего органа в виде электронной базы данных.

Проект нормативов согласовывает:

Минприроды - природопользователям, сведения о которых составляют государственные секреты, и природопользователям, деятельность которых отнесена к первой категории опасности в соответствии с главой 6 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды - всем природопользователям города Минска, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящей части;

областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды - всем природопользователям области, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.

42. Природопользователь или лицо, им уполномоченное, представляет в согласующий орган:

заявление о рассмотрении проекта нормативов;

проект нормативов;

данные расчетов рассеивания загрязняющих веществ согласно пункту 13 настоящей Инструкции;

план мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ для природопользователей, включенных в перечень природопользователей, которым доводятся предупреждения о НМУ согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. N 62.

Допускается одновременное представление в согласующий орган документов на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно пункту 11 Инструкции о порядке выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановления действия, аннулирования разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. N 69, в случае, если согласующий орган, является органом выдачи разрешения.

43. Срок рассмотрения проекта нормативов 30 дней со дня подачи заявления и прилагаемых к нему документов. Указанный срок может быть продлен по решению согласующего органа на период проведения проверки соответствия данных, представленных природопользователем в проекте нормативов, фактическим данным, но не более чем на 30 дней.

44. В случае соответствия проекта нормативов требованиям настоящей Инструкции согласующий орган согласовывает его путем проставления грифа "Согласовано", который включает наименование согласующего органа, дату согласования, фамилию и инициалы должностного лица, его подпись и печать согласующего органа.

45. В согласовании может быть отказано в случае, если представленный проект нормативов:

выполнен с нарушением требований настоящей Инструкции и других актов законодательства об охране атмосферного воздуха;

содержит ошибки в расчетах, недостоверные сведения, искаженные данные как в результате представления природопользователем недостоверных исходных данных, так и вследствие нарушения разработчиком требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, по определению предельных выбросов, нормативов допустимых выбросов, не учитывает наилучшие доступные технические методы;

содержит несоответствие фактических данных, установленных по результатам проверки, данным, представленным в проекте нормативов.

Отказ в согласовании направляется природопользователю согласующим органом в письменном виде с указанием причин отказа в 3-дневный срок со дня принятия решения об этом.

46. Ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в согласованном органами Минприроды проекте нормативов, несет природопользователь.

47. Срок действия проекта нормативов для природопользователей, деятельность которых отнесена к первой и второй категории опасности, составляет 5 лет, для иных природопользователей - 10 лет со дня согласования этого проекта нормативов в территориальных органах Минприроды.

48. Внесение изменений и (или) дополнений в проект нормативов производится природопользователем:

при изменении законодательства Республики Беларусь, в соответствии с которым требуется изменение нормативов допустимых выбросов;

в случаях, когда на объекте планируется изменение объемов производства, применяемых технологий, сырья, топлива и других факторов, влияющих на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

согласно предписанию территориальных органов Минприроды в случаях принятия ими решения о необходимости внесения изменений и дополнений в проект нормативов:

по результатам инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

по данным пунктов наблюдений мониторинга атмосферного воздуха, подфакельных наблюдений и социально-гигиенического мониторинга.

49. Внесение изменений и (или) дополнений в проект нормативов осуществляется согласно приложению 3.

50. Прекращение срока действия проекта нормативов осуществляется:

по истечении срока, обусловленного при его согласовании;

по решению согласующего органа в соответствии с настоящей Инструкцией в случае ликвидации (прекращения деятельности), реорганизации лица, получившего разрешение, в форме слияния, преобразования, выделения или разделения, за исключением случаев, указанных в пункте 21 настоящей Инструкции.

51. За 6 месяцев до истечения срока действия проекта нормативов природопользователь обеспечивает проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 80 и подготовку нового проекта нормативов или обоснование для продления действующего.

Решение о продлении срока действия проекта нормативов принимается согласующим органом по результатам инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Продление срока действия проекта нормативов допускается на срок, указанный в пункте 47 настоящей Инструкции. Не допускается продление срока действия проекта нормативов более одного раза.

Глава 5

КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ

52. Контроль соблюдения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов временно допустимых выбросов осуществляется природопользователями путем проведения:

локального мониторинга окружающей среды согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 июля 2004 г. N 20 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 141, 8/11405);

производственного контроля в области охраны окружающей среды согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. N 4 "Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 57, 8/10768);

контроля соответствия фактического загрязнения атмосферного воздуха на контрольных точках в СЗЗ контрольным значениям приземных концентраций загрязняющих веществ, определенным согласно расчетам рассеивания загрязняющих веществ для природопользователей с большим количеством источников неорганизованных выбросов, деятельность которых отнесена к первой и второй категории опасности, и природопользователей, которым установлен норматив временно допустимых выбросов.

53. Перечень загрязняющих веществ и источников выбросов, подлежащих контролю соблюдения нормативов допустимых выбросов и нормативов временно допустимых выбросов при проведении:

локального мониторинга окружающей среды, определяется согласно Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 июля 2004 г. N 20;

производственного контроля в области охраны окружающей среды, - в соответствии с Инструкцией об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. N 4;

контроля в период НМУ, - определяется в соответствии с Инструкцией по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. N 62.

54. Условием включения загрязняющих веществ или групп суммации в план-график контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов на источниках выбросов природопользователя является:

установление по данному загрязняющему веществу норматива временно допустимых выбросов;

концентрация загрязняющего вещества или группы суммации на границе СЗЗ, составляющая более 0,5 долей ПДК без учета фона;

систематическая фиксация на пунктах наблюдения мониторинга атмосферного воздуха Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь концентраций загрязняющего вещества, равных или превышающих ПДК или ОБУВ для данного вещества;

решение территориальных органов Минприроды для отдельных загрязняющих веществ.

55. Условием включения источников выбросов в план-график контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов на источниках выбросов природопользователя является:

установление для данного источника выбросов норматива временно допустимых выбросов;

наибольший вклад источников выбросов в максимальную концентрацию загрязняющих веществ, включенных в перечень, подлежащих контролю соблюдения нормативов допустимых выбросов;

соответствие источника выбросов по категории источников и видам деятельности классификации SNAP согласно приложению 16 к Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 80;

решение органов Минприроды для отдельных источников выбросов.

56. Соблюдение нормативов допустимых выбросов достигается в том случае, если:

измеренные за 20-минутный интервал концентрации загрязняющих веществ, приведенные к нормальным условиям, без учета погрешности измерений не превышают значений предельных выбросов;

значения максимальных выбросов загрязняющих веществ, рассчитанные на основе измерений выбросов, отходящих от источника за 20-минутный интервал, приведенные к нормальным условиям, без учета погрешности измерений не превышают установленных значений максимальных выбросов;

рассчитанный массовый выброс каждого загрязняющего вещества в т/г не превышает значения годового выброса, установленного для данного вещества;

в случае непрерывных измерений приборами автоматического контроля:

95% всех средних значений выбросов загрязняющего вещества, рассчитанных за 20-минутный интервал, не превышают значения установленного норматива;

5% всех средних значений выбросов загрязняющего вещества, рассчитанных за 20-минутный интервал, не превышают 1,2 значения установленного норматива.


Приложение 1

к Инструкции по

нормированию выбросов

загрязняющих веществ в

атмосферный воздух

Форма

Значения фоновых концентраций загрязняющих

веществ в атмосферном воздухе в районе

расположения _______________________________________________

                               (наименование природопользователя и его адрес)

N п/п

Наименование загрязняющего вещества

Нормативы качества атмосферного воздуха, мкг/куб.м

Значения концентраций, мкг/куб.м

максимальная разовая концентрация

среднесуточная концентрация

среднегодовая концентрация

при скорости ветра от0 до 2 м/с

при скорости ветра U <*> более 2 м/с и направлении

среднее

С

В

Ю

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                     

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие

условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

______________________________________________________________________

(название города, населенного пункта, места расположения природопользователя)

Наименование характеристик

Величина

Коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, А

 

Коэффициент рельефа местности

 

Средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, Т, град. С

 

Средняя температура наружного воздуха наиболее холодного месяца (для котельных, работающих по отопительному графику), Т, град. С

 

Среднегодовая роза ветров <*>, %

 

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

штиль

 
                 

январь

                 

июль

                 

год

--------------------------------

<*> - Для скорости ветра (по средним многолетним данным),

повторяемость превышения которой составляет 5%, м/с.


Приложение 2

к Инструкции по

нормированию выбросов

загрязняющих веществ в

атмосферный воздух

Форма титульного листа

Министерство

Производственное объединение

Вышестоящая организация

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

Руководитель территориального                                                                                                                              Природопользователь

органа Минприроды

___________ _______ ________________                                                            __________ _________ ________________

(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)                                                       (должность) (подпись) (фамилия, инициалы)

                               М.П.                                                                                                                                     М.П.

"__" _____________ 20__ г.                                                                                         "__" _____________ 20__ г.

ПРОЕКТ

нормативов допустимых выбросов, временно допустимых выбросов

загрязняющих веществ в атмосферный воздух

_________________________________________________________________

(наименование природопользователя, место нахождения)

Регистрационный номер

разрешения на выброс ________

"__" __________ 20__ г.

Разработан ____________________________________

                               (наименование разработчика)

Руководитель разработчика

_______________________                                        _____________________                                             __________________

                (должность)                                                                       (подпись)                                            (инициалы, фамилия)

                                                                                                              М.П.

                                                                                              "__" ____________ 20__ г.

Наименование населенного пункта, год.


Форма

Таблица 1

Общие сведения о природопользователе

N п/п

Наименование данных

Данные на дату составления проекта нормативов

Изменения и дата внесения изменений

1

2

3

4

1

Полное наименование природопользователя в соответствии с уставом, наименование, количество филиалов

   

2

Наименование вышестоящей организации

   

3

Орган управления

   

4

Форма собственности

   

5

Учетный номер плательщика

   

6

Место нахождения:

   
 

производственной площадки

   
 

филиалов

   
 

почтовый адрес природопользователя

   
 

электронный адрес

   

7

Телефон, факс приемной

   

8

Руководство:

   
 

фамилия, имя, отчество руководителя

   
 

телефон, факс руководителя

   
 

фамилия, имя, отчество главного инженера

   
 

телефон, факс

   

9

Фамилия, имя, отчество лица, ответственного за охрану окружающей среды

   
 

телефон, факс

   

10

Номер и дата свидетельства об экологической сертификации

   

Код

по ОКПО

по ОКЮЛП

органа управления по ОКОГУ

отрасли по ОКОНХ

основного вида экономической деятельности по ОКЭД

территории по СОАТО

формы собственности по ОКФС

организационно-правовой формы по ОКОПФ

5

6

7

8

9

10

11

12

               
                     


Таблица 2

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух

N п/п

Загрязняющее вещество

Выброс

фактический

планируемый

временно допустимый

Год достижения норматива

код

наименование

класс опасности

г/с

т/год

г/с

т/год

г/с

т/год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                     
   

Всего

               
                     
                     

Наиболее распространенные загрязняющие вещества основного производства

                     
                     

Опасные загрязняющие вещества

                     
                     

Другие загрязняющие вещества, присутствующие в выбросах

                     
                     

Загрязняющие вещества, для которых не установлены ПДК (ОБУВ), в атмосферном воздухе населенных мест

                     
                     
                               

Таблица 3

Производственная программа

N п/п

Вид продукции

Годовой выпуск

20__ г.

20__ г.

20__ г.

20__ г.

20__ г.

1

2

3

4

5

6

7

             


Таблица 4

Использование топлива для технологических, энергетических, а также транспортных нужд на территории природопользователя

Виды топлива, единица измерения

Годовое использование

Содержание серы, %

Содержание золы, %

Калорийность

Направление использования

технологические нужды

транспорт (внутренний)

производство электроэнергии, кВт·ч/год

производство пара и тепла, Гкал/год

всего

на собственные нужды

другое

всего

на собственные нужды

другое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Мазут, т

                       

Природный газ, тыс.куб.м

                       

Сжатый газ, тыс.куб.м

                       

Уголь, т

                       

Дизельное топливо, л

                       

Бензин, л

                       

Отходы дерева, т

                       

Дрова, т

                       

Торф, т

                       

Другое (указать)

                       


Таблица 5

Перечень источников залповых выбросов

Номер источника выброса

Загрязняющее вещество

Максимальная концентрация, мг/куб.м

Мощность выброса

Периодичность, раз/сутки, месяц, год

Продолжительность выброса, мин, ч

Годовая величина залпового выброса, т/год

код

наименование

г/с

кг/ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Наименование производств (цехов)

                 

Таблица 6

Перечень источников неорганизованных выбросов

Номер источника выброса

Наименование источника выброса

Загрязняющее вещество

Мощность выброса

код

наименование

г/с

кг/ч

1

2

3

4

5

6

           


Таблица 7

Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета нормативов допустимых выбросов и временно допустимых выбросов

Производство, цех

Источники выделения

Число часов работы в год

Источник выброса

Число источников выброса, шт.

Параметры источника выбросов

наименование, режим работы технологического оборудования

Код SNAP

количество, шт.

наименование

номер на карте-схеме <*>

высота, м

диаметр устья, м

скорость, м/с

объем выброса, куб.м/с

температура, град. С

влажность, г/куб.м сухого газа

СП

П

СП

П

СП

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

                                 

Координаты источника выбросов

Наименование газоочистной установки, количество ступеней очистки

Загрязняющее вещество

Выброс загрязняющих веществ

Примечание

 

точечного источника или одного конца линейного источника

второго конца линейного источника

код

наименование

СП

норматив допустимых выбросов или временно допустимых выбросов

 

мг/н. куб.м, максимальная

г/с, средняя

г/с, максимальная

т/год

мг/н. куб.м, максимальная

г/с, средняя

г/с, максимальная

т/год

год достижения

 

Х1

У1

Х2

У2

 

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

 
                                   

 --------------------------------

 <*> Карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя;

СП - существующее положение на момент разработки проекта нормативов;

П - перспектива (на момент достижения нормативов допустимых выбросов).

При наличии данных о перспективе развития производства в разделы таблицы вводятся дополнительные графы и по строкам отражаются данные по этапам развития. В графе "Примечание" указывается наименование и срок выполнения этапа.


Таблица 8

Результаты расчета рассеивания загрязняющих веществ

N п/п

Код загрязняющего вещества или группы суммации

Загрязняющее вещество или группа суммации

Расчетная максимальная приземная концентрация в долях ПДК

Источники выбросов, дающие наибольший вклад в максимальную приземную концентрацию

Цех, производство, наименование источника выделения

с учетом фоновых концентраций

без учета фоновых концентраций

номера источников выбросов на карте-схеме

процент вклада

Ж.З. <*>

СЗЗ

Ж.З.

СЗЗ

Ж.З.

СЗЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                     

 --------------------------------

 <*> Ж.З. - жилая зона.

УТВЕРЖДЕНО

Природопользователь

___________ _________

(должность) (подпись)

М.П.

___________________

(фамилия, инициалы)

"__" ___________ 20__ г.

Таблица 9

Нормативы допустимых выбросов и временно допустимых выбросов на существующее положение

и на срок достижения нормативов допустимых выбросов

Производство, цех, участок, наименование источника выделения

Номер источника выброса

Выбросы загрязняющих веществ

Существующее положение на20__ г.

на 20__ г.

на 20__ г.

...

норматив допустимого выброса <*>

год достижения

г/с

т/год

г/с

т/год

г/с

т/год

г/с

т/год

мг/н.куб.м

г/с

т/год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Название загрязняющего вещества

                           

Примечание. Для крупных производств в таблице целесообразно

дополнительно приводить обобщенные данные по отдельным цехам и

производствам.

 --------------------------------

<*> Для отдельных источников, которым установлен допустимый

выброс в мг/н. куб.м.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель территориального                                                                                              Природопользователь

органа Минприроды

__________ _________ _________________                                                       ___________ _________ ________________

(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)                                                       (должность) (подпись) (фамилия. инициалы)

                               М.П.                                                                                                                                     М.П.

"__" _____________ 20__ г.                                                                                                        "__" _____________ 20__ г.

Таблица 10

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

N п/п

Наименование производства и технологического оборудования

Номер источника выбросов

Наименование мероприятия

Наименование загрязняющих веществ

Сроки выполнения мероприятия

График выполнения мероприятий и нормативы выбросов по каждому этапу, г/с, т/год

Стоимость выполнения мероприятия, тыс.руб. (в текущих ценах)

Источники финансирования

начало

окончание

20__ г., квартал

20__ г., квартал

20__ г., квартал

20__ г., квартал

20__ г., квартал

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

                                                         
 

Итого по источнику выбросов

                                                     
                                                         
 

Итого по загрязняющему веществу

                                                     


УТВЕРЖДЕНО

Природопользователь

___________      ________

(должность)        (подпись)

                               М.П.

______________________

(фамилия, инициалы)

"__" ___________ 20__ г.

Таблица 11

План-график контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов на источниках выбросов

природопользователя и контроля значений приземных концентраций загрязняющих веществ на контрольных точках

N п/п

Номер источника(точки контроля)на карте-схеме

Производство, цех, участок

Источник выделения

Место отбора проб

Периодичность контроля раз в год <*>

Контролируемое вещество

Норматив выбросов

Наименование лаборатории, осуществляющей контроль

Технические нормативные правовые акты, устанавливающие методы испытаний

мг/н.куб.м

г/с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I. На источниках выброса

                     

II. На контрольных точках (постах)

   

x

x

     

x

x

   

 --------------------------------

 <*> Указывается периодичность при производственном контроле

/локальном мониторинге / НМУ (при необходимости).


СОГЛАСОВАНО

Руководитель лаборатории

экологического контроля

территориального органа Минприроды

__________        ________             __________________

(должность)        (подпись)             (фамилия, инициалы)

"__" ____________ 20__ г.

Таблица 12

Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ для

контроля нормативов выбросов в контрольных точках

Контрольная точка

Наименование контролируемого вещества

ПДК, ОБУВ контролируемого вещества, мкг/куб.м

Расчетные концентрации при опасной скорости ветра

 

номер

координаты, м

 

направление ветра

опасная скорость, м/с

концентрация, мкг/куб.м

 

Х

У

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 
                 

Примечание. Значение опасной скорости ветра принимают по данным

Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга.

Таблица 13

Перечень мероприятий по охране атмосферного воздуха в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного

 характера, ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха на объектах природопользователя

Наименование потенциально опасного объекта

Местоположение потенциально опасного объекта

Наименование, масса, категория опасного вещества или группы веществ, которые используются или изготовляются, сохраняются или транспортируются на объекте

Наименование или категория опасного вещества или группы опасных веществ, по которым проводилась идентификация объекта

Наименование загрязняющих веществ, которые в случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера могут поступить в атмосферный воздух

Наименование мероприятий по охране атмосферного воздуха в случае возникновения чрезвычайной ситуации

Наименование мероприятий по ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха в случае возникновения чрезвычайной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

             


Приложение 3

к Инструкции по

нормированию выбросов

загрязняющих веществ в

атмосферный воздух

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ И КОРРЕКТИРОВКИ ПРОЕКТА

НОРМАТИВОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

N п/п

Перечень разделов и подразделов, входящих в состав проекта нормативов

Категория опасности

Внесение изменений и (или) дополнений в проект нормативов

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Титульный лист

+

+

+

+

+

+

2

Общие сведения о природопользователе

+

+

+

+

+

Вносятся изменения в графу 4 таблицы 1 (при необходимости)

3

Список исполнителей

+

+

+

+

+

+

4

Содержание, состав

+

+

+

+

+

+

5

Перечень сокращений, условных обозначений и терминов

+ <3>

+ <3>

+ <3>

+ <3>

+ <3>

+ <3>

6

Введение

+

+

+

-

-

+

7

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух

+

+

+

+

+

+

8

Производственная программа

+

+

+

- <1>

- <1>

+

9

Материальные и энергетические потоки

+

+

+

- <1>

- <1>

+ <3>

10

Использование топлива

+

+

+

- <1>

- <1>

+ <3>

11

Характеристика залповых выбросов

+

+

+ <2>

+ <2>

+ <2>

+ <3>

12

Характеристика неорганизованных выбросов

+ <2>

+ <2>

+ <2>

+ <2>

+ <2>

+ <3>

13

Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета нормативов допустимых выбросов

+

+

+

+

+

Дополнительно по форме таблицы 7 для источников выбросов, на которых произошли изменения

14

Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета нормативов допустимых выбросов

+

+

+

+

+

+

15

Расчет рассеивания загрязняющих веществ

+

+

+

+

- <1>

Производится в случае изменения в сторону увеличения количества загрязняющих веществ и (или) источников выбросов или изменения наименований загрязняющих веществ

16

Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

+

+

+

+

+

Представляется в полном объеме по форме таблицы 9

17

Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

+ <3>

+ <3>

+ <3>

+ <3>

- <1>

Дополнительно при необходимости по форме таблицы 10 для источников выбросов, на которых произошли изменения

18

Контроль и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха

+

+

+

- <1>

- <1>

Дополнительно по форме таблицы 11 для источников выбросов, на которых произошли изменения

19

Список литературы

+

+

-

-

-

-

--------------------------------

<1> Не разрабатывается по согласованию с органами Минприроды.

<2> Разрабатывается при наличии таких источников.

<3> Разрабатывается в случае необходимости.

Download