Гигиенические рекомендации по снижению и нормированию выбросов вредных веществ авиапредприятиями в окружающую среду и контролю за их содержанием в атмосферном воздухе аэропортов гражданской авиации

Назва: 
Гигиенические рекомендации по снижению и нормированию выбросов вредных веществ авиапредприятиями в о

Download

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ  АВИАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО   КРАСНОГО 

ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ГРАЖДАНСКОЙ  АВИАЦИИ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ И НОРМИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И КОНТРОЛЮ ЗА ИХ СОДЕРЖАНИЕМ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

МОСКВА 1981

            Начальник Медико-санитарного

управления МГА

В.Ф.Токарев

19 марта 1981 г.

УДК 551.510.42

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ И НОРМИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И КОНТРОЛЮ ЗА ИХ СОДЕРЖАНИЕМ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

I. ВВЕДЕНИЕ

За годы X пятилетки выброс вредных веществ в атмосферу сократился почти на 15%, что значительно снизило уровень загрязненности воздуха во многих промышленных городах СССР. Контроль за чистотой атмосферного воздуха осуществляется уже в 450 городах, что позволяет своевременно проводить мероприятия по оздоровлению окружающей среды, в том числе по уменьшению выброса вредных веществ.

Основными параметрами для оценки состояния атмосферного воздуха являются единые для всей территории СССР предельно допустимые концент­рации (ПДК) вредных веществ. Эти гигиенические нормативы отвечают ин­тересам охраны здоровья людей и охраны окружающей природной среды. В настоящее время в СССР установлены ПДК для 218 химических веществ и для 33 их комбинаций. Одним из мероприятий по обеспечению соблюдения этих гигиенических нормативов является (в соответствии со ст.9 Закона "Об охране атмосферного воздуха") разработка и соблюдение технических нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ для каждого стационарного источника загрязнения, а также для каждой модели транспортных или иных передвижных средств и установок. Ведущие советс­кие гигиенисты (академик АМН Сидоренко Г.И., проф. Пинигин М.А., проф. Зарубив Г.П. и др.) указывают, что поскольку ПДК лежат в основе уста­новления ПДВ, специалисты в области гигиены должны будут принять учас­тие в согласовании последних, несмотря на то, что эти нормативы по своей сути технические.

Приказами МГА (в 1978 и 1979 гг.)  был принят план проведения работ по охране окружающей среды в отрасли, в том числе, по разра­ботке инженерно-технических мероприятий по снижению и нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу.

Круг веществ, выбросы которых подлежат контролю и нормирова­нию на предприятиях гражданской авиации включает в себя, в основ­ном, пары и продукты горения различных видов топлива. К таким ве­ществам относятся окись углерода, окислы азота, углеводороды, сер­нистый ангидрид, твердые частицы сажи и копоти. По данным Буштуевой К.А. (1976 г.) на эти вещества приходится около 99% общего ко­личества вредных веществ, выделяющихся при сжигании топлива.

Потребление предприятиями ГА большого количества жидкого, газообразного и твердого топлива делает актуальными вопросы определе­ния влияния их паров и продуктов горения на загрязнение атмосфер­ного воздуха, установления технических норм ПДВ вредных веществ для всех объектов, потребляющих топливо (котельные, спецавтотранс­порт и т.д.), а также разработки мероприятий по снижению их факти­ческого выброса в окружающую среду.

2.  ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА В АЭРОПОРТАХ I, II и Ш КЛАССОВ

В 1979-80 гг.  сотрудниками ФАМ ГосНИП ГА совместно с ЦСЭС ГА были проведены исследования в аэропортах Ташкент, Краснодар, Ир­кутск, Одесса, Львов, Рига, Спилве, Душанбе по определению загряз­ненности в них воздуха в зависимости от интенсивности самолетодвижения, времени года, количества и вида потребляемого топлива. В результате работы было установлено, что выброс вредных веществ в аэропортах I класса примерно в 4 раза больше, чем в аэропортах III класса и в 2 раза выше, чем в аэропортах II класса. Однако, загряз­ненность воздуха далеко не всегда находится в прямой зависимости от класса аэропорта и уровня выброса вредных веществ. Большое вли­яние на уровень загрязненности атмосферного воздуха на авиапред­приятиях ГА оказывают вид и качество потребляемого топлива стацио­нарными объектами. В аэропортах, котельные которых работают на твердом и жидком топливе (уголь, мазут) с высоким содержанием серы в их составе, загрязненность воздуха сернистым ангидридом и твер­дыми частицами сажи и копоти, как показали проведенные исследова­ния, были значительно выше, чем в аэропортах, котельные которых потребляли газообразное топливо. Нужно отметить, что в большинст­ве котельных ГА отсутствуют или не используются серо-, пылеулавли­вающие установки для очистки отработанных газов от пыли и сернистого ангидрида. Как удалось установить, ни СЭС ГА, ни наземные службы аэропортов, за редким исключением, не имеют или не исполь­зуют газоанализаторы вредных веществ для анализа выбросов, что за­трудняет определение фактических показателей загрязненности атмос­ферного воздуха от того или иного источника.

Проведенные исследования загрязненности воздуха аэропортов окисью углерода, окислами азота, алифатическими и ароматическими углеводородами, сернистым ангидридом, твердыми частицами, формаль­дегидом, ацетоном, 3,4 бенз(а)пиреном, аэрозолем смазочных масел позволили установить суточные колебания концентраций этих веществ в 8 заранее выбранных точках каждого аэропорта в летний период, а в 3-х аэропортах - в летний и зимний периоды года. Наиболее высо­кие концентрации окиси углерода, окислов азота и углеводородов об­наружены в районе взлетно-посадочной полосы (ВПП) и дорожек руления, что указывает на большое влияние эмиссии этих веществ от летатель­ных аппаратов при осуществлении взлетно-посадочного цикла и этапа руления на режиме малого газа.

Наиболее высокие концентрации вредных веществ в воздухе аэро­портов наблюдались в период суток максимальной взлетно-посадочной нагрузки. В ночное время загрязненность воздуха, как правило, сни­жалась до минимальных значений.

Содержание определяемых вредных веществ в воздухе зданий аэро­вокзалов, а также на перроне, не превышало предельно-допустимых концентраций (ПДК) для воздуха рабочей зоны (ГОСТ 12.1.005-76), но в отдельных случаях было выше предельных нормативов для атмос­ферного воздуха (по окиси углерода, окислам азота и углеводородам). В других точках аэропортов (территории котельных, автобазы, склада ГСМ, стоянки самолетов и спецавтотранспорта) загрязненность этими веществами в большинстве случаев превышала максимально-разовые ПДК для атмосферного воздуха, но также была в пределах требований ГОСТ I2.I.005-76 для воздуха рабочей зоны.

Обращают на себя внимание сравнительно высокие концентрации 3,4 бенз(а)пирена. В некоторых аэропортах загрязненность воздуха этим веществом соизмерима с содержанием его на улицах крупных про­мышленных городов. В дальнейших исследованиях этому веществу необ­ходимо уделить особое внимание, так как оно относится к канцероге­нам и его среднесуточная ПДК для атмосферного воздуха чрезвычайно низка (0.I • 10-5 мг/м3).

3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ И НОРМИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ОБЪЕКТАМИ ГА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

3.1.               Для обеспечения снижения вредных выбросов в атмосферу, ограничения загрязненности воздуха в аэропортах ГА и соблюдения гигиенических нормативов, в соответствии с «План-графиком разработки проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу», не­обходимо разработать проекты этих нормативов для всех наземных ста­ционарных и передвижных источников загрязнения.

Разработку проектов норм ПДВ (ВСВ) проводить в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установле­ния допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятия­ми", "Временной методикой нормирования промышленных выбросов в ат­мосферу (установление предельно-допустимых и временно-согласованных выбросов)", разработанной Госкомгидрометом СССР в I960 году. Проек­ты норм ПДВ (ВСВ) согласуются и предоставляются на утверждение в головные городские организации по разработке ПДВ.

В соответствии с Указанием Госкомгидромета СССР разработка норм ПДВ (ВСВ) должна быть осуществлена поэтапно. В 1981-82 гг. эти нормативы разрабатываются для объектов ГА, расположенных в 90 горо­дах, в 1983-85 гг. - для объектов ГА, расположенных в 140 городах, согласно списка, приведенного в вышеуказанном План-графике. Порядок утверждения и введения в действие нормативов ПДВ загрязняющих ве­ществ в атмосферу от стационарных источников осуществляется в соот­ветствии с "Положением", разработанным ГКГМ СССР в 1981 году.

3.2.               В основу разработки ПДВ положено следующее основное требование: максимальные концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе (в приземном слое) с учетом существующего фона для данной местности не должны превышать максимально-разовых ПДК, установленных санитарными нормами. Фоновые концентрации вредных веществ и другие коэффициенты необходимые для расчета ПДВ, следует получить в местных управлениях Гидрометеослужбы (головных организациях по разработке ПДВ города).

Порядок и последовательность разработки ПДВ предусматривает следующие этапы:

а)  составление схемы-карты авиапредприятия радиусом не менее
20 км от центра с указанием всех источников выбросов вредных веществ в атмосферу;

б) составление технических паспортов всех источников выброса
с учетом неорганизованных выбросов;

в)  расчет ПДВ в соответствии с классификацией источников выбросов и с учетом существующего фона;

г) определение максимально-допустимой концентрации в устье источника выброса, которая подлежит обязательному контролю.

3.3. Контроль и оценку загрязненности атмосферного воздуха на авиа­предприятиях ГА следует проводить в соответствии с "Руководством по контролю загрязнения атмосферы" (Л., Гидрометеоиздат, 1979) и на­стоящими рекомендациями.

3.4. Для обеспечения контроля загрязненности атмосферного воздуха вредными веществами на авиапредприятиях ГА рекомендуется закупить для СЭС ГА, наземных служб аэропортов, авиаремзаводов и других под­разделений необходимую аппаратуру (газоанализаторы, пробоотборники и т.д.), перечень которой приведен в "Руководстве" и методиках (см. п.3.3 и 4).

3.5. Для снижения вредных выбросов в атмосферу от котельных устано­вок необходимо вести постоянный контроль за технической исправностью котлоагрегатов и котельного оборудования. Добиваться полного сгора­ния топлива за счет правильной технологии сжигания, что обеспечива­ется поддержанием рекомендуемого разряжения в топке и оптимального для данного вида топлива коэффициента избытка воздуха.

3.6. СЭС ГА взять под особый контроль выбросы вредных веществ в ат­мосферу от котельных, работающих на твердом и жидком видах топлива, выброс вредных веществ от которых значительно превышает выбросы ко­тельных, работающих на газу. Все котельные, работающие на твердом и жидком видах топлива, целесообразно оборудовать серо-, пылеулавли­вающими установками.

Там, где имеется возможность, подключить теплотрассу предпри­ятий ГА к городской ТЭЦ.

3.7. Для повышения эффективности имеющихся газоочистных сооружений и вентиляционного оборудования СЭС ГА совместно с соответствующими специалистами провести их обследование и, в случае необходимости, установить сроки и осуществить контроль проведения средних, капита­льных ремонтов или их реконструкции. Для контроля эффективности га­зопылеулавливающих установок необходимо закупить аппаратуру, реко­мендуемую НИИОГАЗ ("Правила технической эксплуатации и безопасности обслуживания газопылеулавливающих установок").

3.8. Рабочим группам по охране окружающей среды и работникам СЭС ГА добиваться ликвидации потерь и пролива топлива, масел и нефтепроду­ктов на складах ГСМ и местах заправки самолетов и спецавтотранспор­та. Организовать централизованный сбор отстоя топлива, отработанных масел и других нефтепродуктов по сортам во всех службах аэропорта и централизованную их сдачу на базы вторсырья, руководствуясь в этой работе "Инструкцией по эксплуатации сооружений и устройств, обеспечивающих на складах ГСМ сокращение потерь нефтепродуктов и защиту окружающей среды" (МГА, М.,  1978 г.). Разъяснить личному со­ставу аэропортов, что все мероприятия по экономии топлив и смазоч­ных материалов одновременно способствуют уменьшению загрязнения ок­ружающей среды.

3.9. Рабочим группам по охране окружающей среды и работникам СЭС ГА усилить контроль за выбросами вредных веществ спецавтотранспортом. Совместно с администрацией авиапредприятий необходимо добиваться организации в каждом автохозяйстве постов по проверке токсичности и дымности выхлопных газов или контрольно-регулировочных пунктов по контролю за соблюдением норм содержания окиси углерода в выхлопных газах автомобилей с бензиновыми двигателями (по ГОСТ I7.2.2.03-77), и норм дымности отработанных газов дизельных автомобилей (по ГОСТ 21398-75); при невозможности их организации, контроль проводить на городских станциях техобслуживания или станциях диагностики Управ­ления ГАИ.

Мероприятия по снижению вредных выбросов от спецавтотранспор­та необходимо проводить в соответствии с "Указаниями по нормирова­нию и борьбе с загрязнением окружающей среды на предприятиях Мини­стерства автомобильного транспорта РСФСР" (М., 1979 г.), а также "Методическими рекомендациями по снижению токсичности отработавших газов карбюраторных двигателей"  (Л., 1974 г.).

Разъяснить работникам автобаз, водителям и обслуживающему пер­соналу спецавтотранспорта, что для уменьшения вредных выбросов не­обходимо проводить следующие мероприятия:

а)  сокращение времени движения автомобилей на режимах малой
частоты вращения, холостом ходу и переменных режимах;

б) контроль правильности регулировки карбюраторов двигателей
и дизельной топливной системы, поддержание автомобиля в
технически исправном состоянии;

в)  ликвидация переливов топлива при заправке и подтекания его
из системы питания;

г) внедрение средств подогрева двигателей в холодный период го­да, что снижает время их работы на малых оборотах;

д)  сокращение нерациональных и холостых пробегов путем опера­тивного планирования перевозок и маршрутов движения;

е)  сокращение применения этилированных бензинов; использование
в качестве антидетонатора ЦТМ и других присадок, разработанных на основе соединений марганца; более широкое применение ней­трализаторов выхлопных газов и присадок и топливу,  повышающих пол­ноту сгорания; внедрение газобаллонных автомобилей.

3.10. С целью ограничения загрязнения воздуха в аэропортах от лета­тельных аппаратов рабочим группам по охране окружающей среды и ра­ботникам СЭС ГА необходимо усилить контроль за выполнением рекомен­даций ГосНИИ ГА по совершенствованию их эксплуатации в наземных ус­ловиях:  сокращению взлетно-посадочных циклов, сокращению работы дви­гателей с малым газом,  выполнению руления самолетов с использовани­ем ограниченного числа работающих двигателей, оптимального распре­деления самолетов по ВПП при наличии нескольких полос. Целесообраз­но также шире использовать буксировку самолетов автотягачами.

3.11. Для уменьшения выброса вредных веществ в приземные слои атмо­сферы,  снижения   эрозии и загрязнения почвы, целесообразно органи­зовать в аэропортах специальные площадки со струеотклоняющими щита­ми для опробования и запуска авиадвигателей, а также дегазационные площадки для моек и спецобработки самолетов и автотранспорта, использующих очистные сооружения с оборотным водоснабжением. Для об­работки самолетов и сельхозаппаратуры ПАНХ следует шире применять специальные моечно-дегазационные пункты, оборудованные сборником для сточных вод,  разработанные Украэропроектом, а также специальные передвижные моечно-дегазационные установки УС-5,  разработанные ВНИИ ПАНХ ГА. СЭC ГА усилить контроль за очисткой сточных вод.

3.12. Для уменьшения распространения вредных веществ,  выбрасываемых авиапредприятиями,  необходимо шире использовать защитные свойства зеленых насаждений (создавать лесозащитные полосы между авиапредприятаями и населенными пунктами, озеленять территорию аэропортов и авиаремзаводов, увеличивать задернованность газонов вокруг ВПП и рулежных дорожек, проводить санацию особо загрязненных участков почв, осуществлять затенение резервуаров ГСМ путем насаждения деревьев лиственных пород с большой кроной).

3.13. Рабочим группам по охране окружающей среды совместно с СЭС ГА провести инструктивные занятия и обучение личного состава авиапред­приятия по вопросам охраны природы в ГА.

4.  РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТ0ДИКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА В АЭРОПОРТАХ  ГА

4.1.  Отбор проб воздуха.

Отбор проб и анализ воздуха следует проводить не менее 3-х раз в течение суток в холодный и теплый периоды года. В аэропортах I, П и Ш классов и внеклассных отбор проб выполняется в следующих точ­ках: начало и конец ВПП, пассажирский перрон, территория автобазы, котельной, АТБ, стоянка самолетов, дорожки руления самолетов к ВПП. Кроме того, отбор проб целесообразно проводить в здании аэровокзала. В аэропортах IV и V классов воздух анализируется в 3-х точках (на­чало и конец ВПП и пассажирский перрон). В каждой точке отбор проб и анализ необходимо проводить по 5 основным вредным веществам (окись углерода, окислы азота, углеводороды, сернистый ангидрид и твердые частицы), Целесообразно наладить также методику и проводить определение 3,4 бенз(а)пирена. Общее количество анализов в каждой точке должно быть не менее 25. Продолжительность каждого отбора проб для определения разовых концентраций вредных веществ не должна пре­вышать 30 минут. Результаты определения концентраций вредных ве­ществ в воздухе необходимо привести к нормальным условиям: темпера­тура +20°С, барометрическое давление -760 мм рт. ст. Отбор проб про­водится в газовые пипетки, медицинские стеклянные шприцы, снабжен­ные герметичными заглушками, поглотительные приборы. Для протяги­вания воздуха через соответствующие сорбенты или растворы рекомен­дуется использовать универсальные аспираторы Мигунова УЛМК-3, электроаспираторы типа ЭА-30, ЭА-822, ПРУ-4, М-114, автоматические пробоотборники АПВ-1, воздухозаборники "Компонент" и др.

Результаты анализов оформляются протоколом, в котором приво­дится: дата и время отбора, метеоусловия, интенсивность самолетодвижения (количество взлетов и посадок за сутки по типам летатель­ных аппаратов), количество топлива, потребляемого котельными и авто транспортом за сутки, количество отобранного для анализа воздуха, применяемый метод анализа, обнаруженные концентраций вредных ве­ществ.

4.2. Рекомендуемые методы определения и газоаналитическая аппара­тура.

ОКИСЬ УГЛЕРОДА (СО).

т) Оптико-акустический метод с использованием стационарного газоанализатора ГМК-3, выпускаемого Смоленским заводом средств автоматики /8/.

2) Газохроматографический метод, разработанный Институтом об­щей и коммунальной гигиены им.Н.Сысина /3/. Из отечественных хроматографов рекомендуются приборы, снабженные детекторами по теп­лопроводности и пламенно-ионизационными детекторами ("Цвет" серии 100, «Выру Хром», ЛХМ и др.).

3) Линейно-колористический метод с использованием переносных газоанализаторов ЭА-0201, ПГА ВПМ, УГ-2 и др., основанных на примене­нии индикаторных трубок. ЭА-0201; УГ-2 - выпускает завод химических реактивов г. Черкассы, ПГА-ВПМ - Киевский завод аналитического прибо­ростроения /9,12/.

4) Титрометрический метод с использованием газоанализаторов ТГ-5, Реберга и др., основанный на окислении СО до СO2 с последующим погло­щением CO2 гидратом окиси бария. Газоанализаторы изготавливают экспе­риментальные мастерские Московского научно-исследовательского инсти­тута гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана /4/.

ОКИСЛЫ АЗОТА ( х )

1)  Линейно-колористический метод с использованием переносных газоанализаторов ЭА-020Т, ПГА ВПМ, УГ-2 и др., основанных на использовании индикаторных трубок.

2)  Хемилюминисцентный метод с использованием газоанализатора ГХЛ-1.
      3) Колориметрический метод суммарного определения окиси и двуокиси азота, основанного на окислении окиси азота до двуокиси с помощью окис­лительной смеси, нанесенной на твердый сорбент и последующим определе­нием двуокиси азота с реактивом Грисса-Илосвая /5, 6/.

УГЛЕВОДОРОДЫ (суммарно)

1) Линейно-колористический метод с использованием переносных
газоанализаторов ЭА-020Т, ПГА-ВПМ, УГ-2 и др., основанных на использовании индикаторных трубок.

2) Газохроматографический метод на приборах с пламенно-ионизаци­онными детекторами. Из отечественных хроматографов рекомендуется
"Цвет" серии 1ОО, "Выру Хром", ЛХМ и др. /6/.

3) Титрометрический метод с использованием газоанализатора ТГ-5,
основанный на сжигании углеводородов до двуокиси углерода, по которому рассчитывается количество углеводородов /9/.

СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД (S02)

1) Кулоно-полярографический метод с использованием стационарного газоанализатора ГКП-1 или электрохимический метод с использованием газоанализатора "Атмосфера-1" /8,10/.

2) Фотометрический метод, основанный на поглощении сернистого ан­гидрида из воздуха тетрахлормеркуратом натрия и образовании окрашен­ного продукта взаимодействия дихлорсульфитомеркурата с парарозанилином и формальдегидом в кислой среде. Необходимые приборы: спектрофо­тометр или фотоэлектроколориметр /4,13/.

3) Ацидиметрический метод, основанный на окислении сернистого ангидрида перекисью водорода до серной кислоты с последующим титрометрическим или нефелометрическим определением последней /8,12/.

ТВЕРДЫЕ ЧАСТИЦЫ (сажа, копоть и др.)

1) Гравиметрический метод, основанный на количественном улавли­вании пыли на мембранные или другие фильтры /8/.

2) Радиоизотопный и спектральный методы с использованием пылемеров типа РИП-4, ИКП-1 и др. /10, 11/.

3,4 БЕНЗ(а)ПИРЕН

Флуоресцентно-спектральный метод, основанный на использовании спектрографа ИСП-51 с фотоэлектрической приставкой ФЭП-1 /4,15/.

Определение других вредных веществ в атмосферном воздухе предпри­ятий ГА проводится только в случае установления повышенного их выбро­са от авиаобъектов. Такими веществами могут быть ароматические угле­водороды, аэрозоли смазочных масел, формальдегид, пары различных рас­творителей, кислоты и др. Их определение проводится общепринятыми санитарно-химическими методами /4,6,8,13,14/.

Для определения выброса окиси углерода от автотранспорта рекомен­дуется использовать газоанализаторы ГАИ-1 (Смоленский завод средств автоматики), а также "Инфалит-Т" (ГДР), АТ-70 (Польша), "Элкон C-I00", "Элкон C-I05" (Венгрия) и др. /16/.

Для контроля уровня дымности дизельных двигателей рекомендуется использовать приборы ИДА-106 "Атлас" (Кировский завод "Автоматика"). К-408 (Новгородский опытно-экспериментальный завод).

В настоящее время разрабатываются следующие приборы: для определе­ния выбросов углеводородов ГПИ-1 (Киев, ВНИИАналитприбор), газоанали­затор сернистого газа (Москва, ОКБА), газоанализатор окиси углерода (Чирчикский филиал ОКБА) и др. Для анализа атмосферного воздуха раз­рабатывается фотоионизационный газоанализатор суммы углеводородов.

Все газоанализаторы и другая измерительная аппаратура должны про­ходить метрологическую поверку по срокам метрологической службы.

При разработке и серийном производстве новых газоанализаторов, отвечающих метрологическим требованиям, допускается их использование для анализа загрязненности воздушной среды и определении выбросов вредных веществ от объектов ГА.


ЛИТЕРАТУРА

1. Сидоренко Г.И. .Пинигин М.А. .Зарубин Т.М. Закон СССР "Об охране
атмосферного воздуха" и очередные задачи гигиенической науки и прак­тики.   "Гиг.  и сан.", 1980, № 9.

2. Руководство по гигиене атмосферного воздуха. Под ред.  К.А.Буштуевой. М. "Медицина",  1976.

3. Волков С. А., Растянников Е. Г., Тарасова Л. Н. Газохроматографическое определение микроконцентраций окиси углерода в атмосферном воздухе. "Гиг. и сан.", 1973, № 10.

4. Манита М. Д.  и др.  Современные методы определения атмосферных
загрязнений населенных мест. М. "Медицина", I980.

5. Технические условия на методы определения вредных веществ в
воздухе. ТУ № 122-1/177.  - Труды НИИ гигиены водного транспорта, вып.1,1973

6. СЭВ."Унифицированные методы определения атмосферных загрязне­ний", ч.2. М..1973.

7. Алексеева М.В. Определение атмосферных загрязнений. М. Медгиз, 1963.

8. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Л. Гидрометеоиздат, 1979.

9. Руководство по расчету загрязнения воздуха на промышленных площадках. М., Стройиздат,  1977.

10. Мусакин А. П., Рачинский Ф.Ю., Суглобова К. Д. Оборудование хими­ческих лабораторий. Л., Химия, 1978.

11. Правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания
газопылеулавливающих установок. М., "Минхиммаш", 1975.

12. Выборочные методы измерения загрязнений атмосферного воздуха.
ВОЗ, Женева, 1979.

13. СЭВ. Унифицированные методы определения атмосферных загряз­нений.  ч. 1, М.,  1970.

14. Соловьева Т.В, Хрусталева В. А. Руководство по методам опре­деления вредных веществ в атмосферном воздухе. М.,"Медицина", 1974.

15.    Методические указания по спектрально-люминисцентному опреде­лению 3,4 бенз(а)пирена и других ПАУ .-"Методические указания на методы определения вредных веществ в воздухе", вып. 12, М., "Медицина",1977. 16.    

16. Методические рекомендации по снижению токсичности отработав­ших газов карбюраторных двигателей. Л., 1974.

Download