Деньги в обмен на очередное повышение тарифов на энергоносители

По сообщению главы МВФ Кристин Лагард, правительство Украины будет повышать тарифы на энергоносители. В течение 2014 года тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объема потребления выросли на 10–15%, а для крупных потребителей – на 40%.

«Даже при таком росте указанный сегмент рынка остается условно убыточным, поскольку тариф для большинства категорий потребителей без НДС и расходов на транзит не покрывает себестоимости электроэнергии», – рассказывает ведущий аналитик ОО «Публичный аудит» Андрей Вигиринский.
Не стоит забывать, по его словам, и о тарифах для промышленных потребителей, где маржа (разница между отпускной стоимостью для поставщиков на оптовом рынке энергетики и тарифом для непосредственных потребителей) составляет от 30 до 50 коп. на 1 кВт-ч.
В общей структуре потребления электроэнергии доля населения составляет 28 %, тогда как в промышленности – более 40%.
Половину электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке Украины, производит ГП НАЭК «Энергоатом», закупочная цена продукции которого составляет 28 коп. за 1 кВт-ч.
«Необходимость повышения тарифов ясна, однако по разумной формуле: себестоимость + транспортировка + уровень доходности», – убеждены в «Публичном аудите».
Независимые аудиторы предлагают создать структуру, которая будет выкупать электроэнергию производства ГП НАЭК «Энергоатом» и в дальнейшем – реализовывать ее предприятиям, которые уже непосредственно обеспечат поставки конечным потребителям – населению.
Кроме этого, если говорить о реформировании энергетического сектора в рамках новой программы сотрудничества с МВФ, то правительству в первую очередь необходимо обратить внимание на уровень тарифа на транспортировку электроэнергии по экспортным операциям.
В частности, текущий тариф ГП НЭК «Укрэнерго» на передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, включая плату за централизованное диспетчерское управление, по курсу НБУ гривни к евро составляет около 0,1 евроцента, что по крайней мере в 20 раз меньше тарифов в странах Европейского Союза.
Согласно сведениям Евростата, в 2012 году в странах Европы домашние хозяйства платили за услуги электрических сетей тариф в диапазоне от 2,2 евроцента/кВт-ч (Мальта) до 9,6 евроцента/кВт-ч (Испания) и его доля составляла от 13% (Кипр и Мальта) и 50% (Чешская Республика) от общего тарифа на электроэнергию.
Для потребителей промышленности сетевые расходы составляли от 11% (Кипр) и 56% (Литва) в конечной цене с 1,66 евроцента/кВт-ч и 6,46 евроцента/кВт-ч (Литва).
В Украине же этот показатель составляет 3% в лучшем случае, а для промышленных потребителей еще меньше – около 1%.
Согласно анализу «Публичного аудита», сегодняшний уровень цен в Украине и их сопоставление с ценами на аналогичный товар в странах ЕС (за счет резкой девальвации гривны) дает возможность получать сверхприбыли игрокам рынка, которые работают на экспорт, увеличивая фактически вдвое объемы выручки в гривневом эквиваленте.
Поэтому правительства нашей страны стоит рассмотреть возможность увеличения тарифа на транзит электроэнергии межгосударственными электрическими сетями и платы за централизованное диспетчерское управление по экспортным контрактам до уровня хотя бы 1 евроцента. Фактически это составит около 30 коп., что в 10 раз увеличит поступления предприятия ГП НЭК «Укрэнерго».

«Кроме этого, дабы избежать рисков, связанных с инфляционными процессами в Украине, для этих операций тариф следует зафиксировать в иностранной валюте, а расчет осуществлять в национальной валюте, хотя бы по официальному курсу НБУ», – утверждает руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб.
Только за счет повышения тарифа на экспортные операции по продаже электроэнергии можно обеспечить увеличение выручки компании на 60–65% и, соответственно, государственного бюджета как минимум на 200 млн грн (при условии сохранения пропорциональности распределения средств на выполнение инвестиционных программ).
По оценке эксперта, тарифы для населения не являются главной проблемой отрасли, а их поднятия –единственно возможным средством для уменьшения расходов бюджета и увеличения его доходной части.
 

Оцінка: 
0
No votes yet